понедельник, 18 октября 2010 г.

Виктор Языков - охотник за стихией.


Еще занимаясь в яхт-клубе родного Лазаревского, Виктор знал, к чему стремится. Поэтому и первые уроки судостроения на верфи, где работал его отец, были для него подготовкой к рискованному, но тщательно продуманному делу жизни. Потом армия (ВДВ), морское училище в Находке, работа штурманом рыболовного флота на Дальнем Востоке. В 1986 году он участвовал в ликвидации Чернобыльской аварии.


 Особенность пристрастия Виктора Языкова еще в том, что кругосветная гонка одиночек - это намного больше, чем просто гонка. А зачем они ходят в море в одиночку? Этот вопрос не находит однозначного ответа. «Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобой законом»,- говорил Марк Аврелий, римский император второго века н. э. Этот философский взгляд стойкого человека не зависит от масштаба реализации. И при размахе империи и в рамках яхты этот подход открывает человеку через познание самого себя и жизнь в согласии с внутренним миром, и все земли, весь океан, целый мир.


Мировую известность Языкову принесла кругосветная гонка Around Alone, закончившаяся весной 1999 года. К ней Виктор, по его словам, готовился с отроческих лет, с тех пор, как прочитал книгу Джошуа Слокама. В международных яхтенных кругах имя Языкова стало звучать с 1990 года, когда команда советских яхтсменов впервые прошла вокруг света, участвуя в профессиональной парусной гонке. Виктор был в составе легендарной команды «Фазиси», которая после падения «железного занавеса» произвела настоящий фурор своим дерзким участием в элитарной кругосветной гонке «Уитбрэд».


 Успешно прошел Трансатлантическую (1992 г.) и Кругосветную (Around Alone 1998/99) гонки одиночек, которые возглавляют список самых сложных и престижных спортивных соревнований современности. Во время Кругосветной гонки он вынужден был сам себе оперировать правый локоть. Он отмечен специальным призом как самый популярный участник гонки Around Alone 1998/99. Ведущий журнал профессионального яхтинга - британский Seahorse (издается Королевским океанским гоночным клубом) - назвал Языкова «Яхтсменом месяца» (июль 1999 г.) и подчеркнул в своей редакционной статье вклад Языкова в развитие мирового яхтинга.


 Океанские парусные гонки - это большой спорт и большой бизнес. RORC -клуб элитарный в том смысле, что нужно достичь твердо установленных результатов, чтобы вступить в него. Кроме того, члены RORC ходят на больших килевых яхтах. Килевые яхты - это дорогие суда, на которых выступает элита яхтсменов. Их цель - победить в соревнованиях. По аналогии с автогонками их считают океанской Формулой-1. Современные средства связи, включая бурно развивающуюся сеть Интернет, вывели океанские гонки на уровень популярности Олимпийских игр и чемпионатов мира по футболу.


 Первым же был канадский американец Джошуа Слокам. Тот самый, после прочтения книги которого «В одиночку под парусом вокруг света» Виктор стал мечтать об участии в одиночной кругосветной гонке. Джошуа весной 1895 года на 11.2-метровом шлюпе отошел от атлантического берега Северной Америки и 27 июня 1898 г. замкнул круг. В конце 60-х-начале 70-х одиночные кругосветные плавания приобретают очертания гонок. В те годы тон задавали в этом процессе британцы. Под председательством Ф. Чичестера собирается комитет, который организует небывалое приключение: безостановочную гонку яхтсменов-одиночек вокруг земного шара.


Отдельного интереса заслуживает ключевая фраза регламента гонки: «Нельзя пользоваться чьей-либо помощью, брать на дистанции продовольствие, пресную воду, снаряжение, а также подходить к встречным кораблям». Через десять лет после первой такой гонки британцы «узаконили» кругосветную гонку одиночек, то есть сделали ее регулярной.


 Теперь эта гонка известна яхтсменам всего мира под названием BOC Challenge/Around Alone. Разные этапы этой гонки преподносят сюрпризы, каждый из которых способен проверить целеустремленность и стойкость яхтсмена и тем самым уменьшить или увеличить вероятность успешного завершения. Труднейшая часть первого этапа -экваториальная штилевая зона. Застрять здесь - нелегкое испытание для яхты с полным экипажем, а уж для гонщика-одиночки - это пытка, грозящая сумасшествием.


 Второй этап гонки, из Кейптауна в Сидней по Южному океану, приносит гонщикам испытания, коим нет равных ни в одной другой части водного пространства земного шара. Ураганные ветры набрасываются на яхтсменов сразу же по выходе из Кейптауна и не отпускают в течение многих дней. И здесь нельзя не сказать о тех громадных физических и психологических нагрузках, которым подвергается в океане яхтсмен-одиночка. Ведь необходимость постоянно реагировать на изменения в обстановке приводит к тому, что даже средняя продолжительность непрерывного сна у «одиночника» составляет около 22 минут!


 А проблемы со здоровьем? Как мы говорили - во время Кругосветной гонки Виктор вынужден был сам себе оперировать правый локоть. Еще на пути в Чарльстон Виктор повредил локоть правой руки, и со временем эта травма привела к внутреннему воспалению локтевого сустава - абсцессу. Хирургическое вмешательство стало жизненной необходимостью. Виктору пришлось брать в левую руку скальпель и вскрывать опухоль. Подобного случая история яхтинга еще не знала. Что же самого Языкова восхитило по завершении этой опасной для жизни из-за потери крови операции?


 «А яхта идет! Идет и идет! Я 22 часа не поднимался на палубу. 22 часа! Яхта в это время шла со скорость не меньше 10 узлов. Все время. Трясет ее, болтает, а она держит курс как родненькая. Просто подвязал веревочкой румпель немножко и все. И она выдает. Мы за эти сутки сделали лучше время 239 миль [239 миль за сутки]. Это просто фантастика какая-то. Поэтому я всегда и говорю «Мы». Я не могу говорить, что я что-то сделал в этой гонке. Потому что большую часть это сделала яхта, безусловно»,- сказал Виктор тогда в своем интервью.


 На этом фоне уже не кажется удивительным, что, как считается, только 48 человек в составе официальных одиночных гонок финишировали в «кругосветках». Дальше было еще три этапа (Новая Зеландия, Уругвай, Чарльстон), пройти которые удалось не всем.


 В конце второго этапа заявил о выходе из гонки Федор Конюхов, по разным причинам сошли еще четыре яхты из I-го класса и две из II-го. Гонку завершили девять яхт. Виктор занял общее 6-е место и 4-е в своем классе. 2 мая 2000 г. из порта Чарльстон, Южная Каролина, США, вышла в океан после ремонта яхта «Ветер Перемен» под управлением шкипера Виктора Языкова.


 Яхта прибыла в Англию за неделю до старта трансатлантической гонки Europe 1 New Man Star. Виктор Языков - единственный участник гонки от России. Более того, в 1992 году Виктор занял в этой гонке четвертое место в классе тридцатифутовых однокорпусных яхт. Тогда Виктор выступал на яхте «Лагуна» собственной постройки. В гонке двухтысячного года разрешено участвовать одно- и многокорпусным судам, приводимым в движение энергией ветра и использующим для управления парусами лишь мускульную энергию человека.


Первый шаг – строительство яхты Лагуна Как говорит сам Виктор Языков: "Важный шаг – «Лагуна» – первая яхта собственного проекта. С ней столько переживаний связано, что на десяток лодок хватит! Мы ее строить начали в середине 1980-х из подручных средств во дворе дома, в Лазаревском. Не спешили – старались каждую деталь довести до совершенства... Но в 1986 году взорвался Чернобыль и меня призвали на полгода дозиметристом. Знакомые предлагали откупиться от призыва, но внутри что-то щелкнуло – надо ехать! Если каждый откажется, кому разгребать?! За два месяца выбрал свою норму радиации, а когда вернулся, полгода вообще работать не мог, ходил сам не свой." 


 С проектом помог ленинградский конструктор Стружилин. Викторe он очень тогда помог и советами, и дельными вещами для яхты, за что Виктор ему очень благодарен и по сей день. Одновременно с разработкой проекта началась заготовка материала для изготовления яхты.


 Основной материал - знаменитый кавказский каштан. Дерево, которое почти не поддается гниению, в нем не заводятся древоточцы. Построенные из каштана дома стоят веками, шлюпки и суда получаются крепкими и надежными. Единственный недостаток - дерево выделяет при намокании краситель, поэтому его необходимо вымачивать. Началась эпопея с каштаном: поиск подходящих, заваленных ветром деревьев, раскряжевка, транспортировка, распиловка, отбраковка, вымачивание, сушка. Затем снова распиловка на рейку, снова отбраковка и сушка. Заготовка материала для корпуса и палубы заняла более двух лет.


 Параллельно готовились детали набора: киль, шпангоуты, кницы, был также сделан транец - краса яхты. Транец был обшит красным деревом, покрыт в несколько слоев бесцветным лаком и выглядел изумительно. Затем набор корпуса и обшивка. Корпус обшивался каштановой рейкой толщиной 20-22 мм встык. На торец рейки наносилась эпоксидная смола, сверху накладывалась другая рейка и с силой прижималась. Сверлилось отверстие и завинчивался шуруп, чтобы рейки не расходились, пока не станет клей.


 Таких отверстий по длине рейки нужно было сделать не один десяток, и ввинтить шурупы надо было быстро, пока не затвердела эпоксидка. Если это не удавалось, то работа переделывалась. Надо сказать, что всегда, в любой ситуации, Виктор на первое место ставил качество работы и всегда работа, выполненная им, отличалась высочайшим качеством. После того, как смола затвердевала, шурупы выворачивались, а на их место вбивались деревянные шпильки.


 После деревянная обшивка корпуса на два раза покрывалась стекловолокном, пропитанным эпоксидкой и уже потом окрашивалась. После обшивки яхты делали и устанавливали фальшкиль. На всю пластину фальшкиля свинца не хватило, поэтому отлили только концевую его часть, верхнюю же часть, которая примыкала к корпусу, лили из бетона. Далее - настил палубы, установка рубки, заливка палубных швов пеком и окраска.


 Потом установка рангоута и такелажа и спуск на воду! Яхта строилась с перерывами шесть лет. Все это время находится очень много добровольных помощников, плененных его энтузиазмом, я бы даже сказал - фанатизмом. Помогали кто чем мог: кто работал на вспомогательных работах, кто собирал свинцовый лом для отливки фальшкиля, кто принесет кусок трубы, кто достанет килограмм медных гвоздей или шурупов, а кто из продуктов что-нибудь притащит.


 Но основных помощников было четверо. Во-первых, это, конечно же, теща-"мама" Анна Нестеровна и жена Людмила (наших родителей к тому времени уже не было: отец погиб в море еще в 62-м, а мама умерла в 85-м). Анна Нестеровна - кормилица. На ней огород и хозяйство. Таких урожаев с огорода вокруг никто не собирал. Особенно хороши были помидоры! Жили в то время на ее пенсию, да на ею же выращенные фрукты-овощи.


 Денег, что зарабатывал Виктор, охраняя по ночам склады и убирая соседнюю кафешку, не хватало даже на материалы для яхты. То, что заработал во время стажировки на верфи в Англии - также ушло на строительство яхты. Жена Людмила работала в книжном магазине - заработки не ахти, но все помощь.


 Было еще двое постоянных помощника, два Саши - Бурлакин и Дзконян. Работали хорошо, с душой. Яхту закончили строить в начале 90-х, а после перегнали в Англию к старту одиночной гонки OSTAR. Приближалось время старта.


 Заработанных денег кое-как хватило на то, чтобы подготовить "Лагуну" к гонке: выправить такелаж, запастись продуктами. И здесь не обошлось без помощников: сердобольные англичане помогали, кто чем мог. Мне запомнились самые крупные подарки: подруливающее устройство для яхты и продукты на рейс стоимостью фунтов на пятьдесят. В знак благодарности простым английским людям за их дружелюбие Виктор изменил название яхты. Она стала называться "Laguna British Frendly".


Источник: http://www.oceanschool.ru
               http://www.spekulant.ru


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...