пятница, 22 октября 2010 г.

Гвоздев Евгений Александрович.


В конце пятидесятых годов попался Евгению Александровичу обрывок какой-то газеты с кратким сообщением о кругосветном плавании француза Марселя Бардьо. Тогда Гвоздёва, профессионального моряка, больше всего удивила та дерзость, с которой был брошен вызов Его Величеству Океану. Восхищали упорство и мужество мореплавателя.


 "Неужели можно, вот так, одному в океане?.. Мне понятно, когда на яхте экипаж несколько человек, но - один, в океане!.." С этого клочка газетной бумаги началось знакомство с историей одиночных трансокеанских плаваний. Удивительный мир парусов незаметно увлёк Евгения. В букинистическом магазине случайно приобрёл книгу капитана Джошуа Слокама "Один под парусом вокруг света" и желание самому совершить одиночное кругосветное плавание накрепко запало в душу.


 Родился мореплаватель в городе Пинске (Белоруссия) в 1934 году. А в 1937 арестовали его отца, и тот не вернулся из сталинских лагерей. Мать и брат погибли во время фашистской бомбежки. С военных времён воспитывала будущего путешественника дальняя родственница. С 1949 года Гвоздев подростком перебрался в Махачкалу, окончил Астраханскую мореходку и почти полвека трудился механиком «Дагрыбхолодфлота».


 Только в конце семидесятых годов появилась у Евгения возможность заняться яхтенными делами. К этому времени, будучи постоянным читателем журнала "Катера и яхты", он уже имел представление о том, что такое однокорпусная парусная яхта. И как говорил, Евгений Александрович: "Тщательно изучив свой семейный бюджет, порывшись в родословной, и не отыскав в ветвях фамильного дерева ни явных, ни тайных обладателей необходимой для покупки яхты суммы, пришёл к трезвому выводу - надо самому строить".


 Два года упорного труда и к лету 1979-го в распоряжении Евгения Александровича оказался дешёвый, мореходный, безопасный и сравнительно комфортабельный мини-крейсер, переделанный из списанного "вельбота".  С 13 сентября по 20 октября впервые в истории Каспия механик теплохода Махачкалинского морского порта Гвоздёв Евгений Александрович в одиночку проделал путь: Махачкала - Баутино - Шевченко - Красноводск - Баку на небольшой яхте "Гетан" (название образовано из первых букв имён членов семьи: Гвоздевы Евгений, супруга Татьяна, сын Александр, дочь Наталья ).
После первого серьёзного плавания по Каспийскому морю в 1979 году Евгений Гвоздёв задумывает путешествие по зимнему Каспию, и в декабре 1981 года выходит в море на шестиметровой яхте "Гетан", пересекая Каспий по меридиану. Работая механиком в махачкалинском порту, яхтсмен Евгений Гвоздев пересек Каспий в одиночных и коллективных плаваниях более 50 раз. На яхте "Гетан" он побывал во всех советских портах Каспийского моря, пройдя около четырех тысяч миль.

Первая кругосветка. 7 июля 1992 года по 19 июля 1996 года Евгений Александрович совершает первое кругосветное одиночное плавание со стартом и финишем в России на яхте типа "Лена" - швертбот, длиной пять с половиной метров, который пытались разыграть в своё время на игре "Поле чудес". Отправляясь в плавание всего со ста долларами на руках, Евгений Гвоздёв на обратном пути попадает в руки Сомалийских пиратов и к удаче остаётся жив, но маленькую яхту грабят основательно...

Вторая кругосветка. И вот, не проходит и трёх лет, как Евгений Александрович в мае 1999 года отправляется в своё второе кругосветное плавание, которое заканчивает в августе 2003. Теперь Евгений Александрович уходит в моря на свехмалой яхте "Саид", длиной 3.7 метра. построенной на балконе собственного дома! Пяти сантиметров не хватает, чтобы поставить абсолютный рекорд кругосветки, совершённой на саимой маленькой яхте.


 На обратном пути в Турции, марине Актау Гвоздёв встречается с Виктором Языковым, который с удовольствием берёт его на буксир не только по проливу Босфор, но и до самой России. После второй кругосветки Гвоздева городской администрацией Махачкалы было принято решение о сооружении на приморском Родопском бульваре первого в России памятника в честь легендарной яхты и ее капитана. Но по настоящее время яхта "Саид" временно находится в краеведческом музее махачкалинской школы-лицея №39. 


Подготовка к третьей кругосветке. Теперь в участии в подготовке яхтсмена-одиночки принимают множество яхтсменов России. В итоге друг Гвоздёва Давуд дарит ему яхту класса "Микро", которую Евгений называет "Getan - 2" и перевозит её в г.Новороссийск, откуда Гвоздёв отправлялся во все свои кругосветки...
















Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...