суббота, 15 января 2011 г.

Новая яхта олимпийского класса 49-ер: ошибается один – купаются двое.


Соревнования в классе яхт 49-ер – это гонки самых скоростных, высокотехнологичных и сложных в управлении лодок олимпийского вида. Спортивными яхтами этого класса способны управлять только профессионалы парусного спорта, потому что 49-ер требует высокой квалификации, выносливости и отличной спортивной подготовки экипажа, состоящего из двух человек.

Название 49-ер ("фотинайнер") произошло от размера корпуса яхты, длина которого 4,9 метра. Сложно представить, что на такой маленькой яхте помещается 59 кв. метров парусов, 35 карбоновых роликов и более ста метров различных веревок, которыми управляют яхтсмены, стоя на краю выдвижных крыльев! Спортсмены откренивают яхту, стоя в трапециях, очень низко над водой, почти в горизонтальном положении.

Яхта 49-ер относится к "скифам" – австралийскому классу судов, отличающихся плоским дном для скоростного скольжения и большой площадью парусов для развития максимальной скорости. Предками этого класса считаются парусные рыбацкие судна, которые строили еще североамериканские индейцы. В 70-е годы судостроители совершили прорыв, применив новейшие разработки космической промышленности для облегчения и придания жесткости корпусу яхты (в основном, используя карбон).

Около двадцати лет шла модернизация "скифа", но основные изменения в конструкцию внес Джулиан Бетвейт в 1994 году. Австралиец сделал лодку меньше, легче и проще, при этом поместив на нее в три раза большую площадь парусов. А уже в 2000 году соревнования на быстроходных яхтах 49-ер были включены в олимпийскую программу по парусному спорту.

"Фотинайнер" считается технически сложной и даже экстремальной яхтой, поскольку спроектирована она таким образом, чтобы постоянно идти в режиме скольжения по воде, которое на парусном сленге называют глиссированием.
Благодаря плоскому днищу и гигантской площади парусов, 49-ер может развивать самые высокие скорости среди олимпийских классов яхт, недаром гонки на этих яхтах называют "Формулой-1" на воде. При силе ветра всего лишь 3 м/сек "фотинайнер" выходит на глиссирование (для сравнения - виндсерфингу требуется более 5 м/сек), а при скорости ветра в 10 м/сек яхта уже обгоняет ветер.

При такой скорости управление судном становится достаточно специфическим и почти акробатическим занятием. Возможно, именно поэтому гонки на 49-ерах называют виндсерфингом для двоих. Рулевой следит за навигацией яхты и тактикой движения. Основным парусом - гротом, управляет не рулевой, а шкотовый, он же отвечает за скорость яхты. Во время скольжения шкотовый должен четко чувствовать дифферент яхты, который необходимо поймать за счет грота, ведь от этого зависит максимальная скорость яхты. Грот и откренивание на "фотинайнере" играют такую же важную роль в управлении направлением движения, как и руль, что сближает гонки на 49-рах с виндсерфингом.

Без слаженной работы экипажа яхта ложится мачтой на воду и переворачивается. Сами спортсмены шутят, что если ошибается один – купаются двое. Поэтому экипажу так важно соблюдать диету и быть в хорошей форме, чтобы суммарный вес спортсменов не превышал допустимых 150 кг.
Высокие скорости, разноцветные паруса и акробатическая работа экипажа, который буквально танцует на палубе, удерживая равновесие - все это делает гонки "фотинайнеров" чрезвычайно зрелищными и популярными.
Источник football.sport-express.ru







Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...