понедельник, 7 февраля 2011 г.

«Белый Клык» - славная жизнь и нелепая гибель…




Яхта с таким романтическим названием принадлежала к серии армоцементных tall-ships, прославивших вымпел Киевского городского крейсерского яхт-клуба по далеким морям. Для ветеранов клуба до сих пор волшебной музыкой звучат их имена: «Белый Клык», "Цементал", "Искра", "Атака", "Каменный гость", "Любимая", "Берегиня". Армоцементные гиганты стали настоящим вызовом традиционному яхтостроению, а их дальние походы довели надежность "народного" материала - армоцемент.

Конструктором, строителем и капитаном «Белого клыка" был один из опытнейших членов Клуба - Анатолий Коваль. С его рук вышло в среднем 5 больших армоцементных яхт, самыми известными из которых являются «Белый Клык», "Любимая" и "Рубин".

«Белый Клык» был заложен на стапеле Клуба 1972 года, а спущен на воду 19 апреля 1974. Проект судна был создан в русле тогдашних традиций яхтостроения и с учетом конструктивных особенностей армоцемент.

Размеры яхты действительно поражали:

Длина макс. - 14 м
Ширина макс. - 3,4 м
Осадка - 1,85 м
Водоизмещение - 12 тонн
Площадь основных парусов - 130 кв. м
Площадь спинакер - 110 кв. м.

Так сложилась судьба этого судна, его конструкция в течение жизни менялась несколько раз: парусник ходил в далеких водах и одновременно совершенствовался - благо, армоцемент позволяет это делать довольно просто. Со шлюпа яхта стала кечем, продлевался ее нос и корма, увеличивали площадь киля и вес балласта. Если при рождении парусник был практически гладкопалубним, то позже мини-рубку было значительно увеличено, а позади кокпита появилась еще одна, с кормовой каюткою.

Крупная белая яхта, почти полтора десятилетия была украшением Днепра, на нем ей было тесно, ее путь пролег в моря. Уже в первый сезон «Белый Клык» принял участие в регате на Кубок Черного моря по маршруту Одесса-Севастополь-Ялта. С тех пор вымпел парусника появлялся в черноморских и азовских яхт-клубах почти каждое лето. Его поздравляли, кроме указанных городов, также Херсон, Очаков, Евпатория, Черноморское, Феодосия, Керчь, Новороссийск, Таупсе, Поти, Азов, Ростов-на-Дону ...

Досадно осознавать, что большая яхта, за кормой которой остались тысячи миль удачных гонок и походов, погибла в результате банальной штурманской ошибки, и роковым стечением неблагоприятных обстоятельств. Приходится признавать, что экипаж пренебрег требованиями основного постулата доброй морской практики "считай себя ближе к опасности - и ты будешь дальше от нее" ...

Штормовой августовской ночью 1987 года «Белый Клык» возвращался из Крыма домой. Яхта летела вдоль Тендровской косы; рулевой правил прямо на маяк Тендра. И здесь при прокладке курса было сделано роковую ошибку - не учли, что коса в этом месте делает немалый изгиб в сторону моря и курс на маяк приведет яхту прямо на песок. Когда же наконец решили возвращаться от берега в море, испугались огней транспортного судна, появившихся как раз в той стороне, и затянули с поворотом еще больше. Капитан скомандовал поворачивать, когда  увидел берег за каких-то 50 метров! Но, как и положено "по законам жанра", в момент поворота разорвался стаксель, а под самым апселем яхта вернуть так и не смогла, потеряла управление, и волны погнали ее прямо на косу. Двигатель помочь не смог ...

В момент удара корпуса о грунт сломался скеги, и к корпусу начала поступать вода. Наутро экипажу удалось выбраться на берег. Пограничный катер, подошедший к месту происшествия, смог помочь пострадавшим только питьевой водой и пищевыми продуктами.

Экипаж вернулся в Киев, а капитан еще две недели спустя бросался то в Херсон, то в Одессу в попытках организовать спасательные работы. В конце концов было найдено буксир и он уже собирался выступать к месту аварии - но в последний момент встал вопрос, а кто же оплатит его работу? Капитан яхты денег на это не имел и взять их ему было тогда негде ... Так и остался «Белый Клык» лежать полузатопленных на косе, а прибойной волны и Зыбучие пески довольно быстро завершили свое разрушительное дело. За короткое время от яхты не осталось и следа. Созданная для моря, большая белая яхта погибла на его берегу.

Всего за 14 лет жизни "Белый Клык" прошел по генеральному курсу и фарватера 20 092 морские мили. На его палубе прошли парусную школу десятки яхтсменов. Опыт, полученный при проектировании, строительстве и
эксплуатации яхты, был воплощен в разработку следующих крупных яхт Киевского городского крейсерского яхт-клуба.
Источник:   http://yachtclub.kiev.ua



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...