четверг, 17 февраля 2011 г.

На маленькой Днепровской планете - история яхтинга в Днепропетровске.


Екатеринославский яхт-клуб основали еще в позапрошлом веке - в 1893 году. Таким образом, он был всего лишь на 6 лет моложе киевского.Ровесником Екатеринославского яхт-клуба можно считать его родственника из Каменского (ныне Днепродзержинск), где работало много специалистов из Польши. В их среде весельный и парусный спорт имели особенно много сторонников.



Членами яхт-клуба были прежде всего представители местной элиты, интеллигенция, служащие, учащиеся старших классов гимназий и училищ, студенты Высшего горного училища. Судя по количеству членов, к яхт-клубу принадлежали не только преданные водному спорта любители, но и люди, которые исправно платили членские взносы и просто имели возможность отдыхать в клубе и общаться с друзьями.

К новому сезону 1910-го года Екатеринославский яхт-клуб приобрел примерно полдесятины земли на Богомоловському (Монастырском) острове и устроил там пристань для лодок. Появилось и помещение - легкое, деревянное, рассчитанное на летнее время, оно находилось как раз над берегом реки. Оттуда открывался прекрасный вид на Днепр. Клуб был небольшой, но очень чистый и уютный. Его здание состояло из огромной террасы, ресторана, комнаты для игр в карты.



Несмотря на то что клуб располагался в живописной местности с чистым воздухом, весной того года он посещался плохо. Как писали газеты: «У нас есть много ненавистников лото ... на словах, а вот единственный клуб, где нет лото, пустеет ...»

Воскресным днем в конце мая 1910 яхт-клуб устроил весельные и парусные гонки. Некоторых привлекла реклама соревнований моторных и весельных лодок. Публики собралось немало. Она удобно расположилась на террасах яхт-клуба на острове.




Зрители внимательно наблюдали за происходящим на водной глади. Дистанция составляла одну версту с двумя поворотами. Весельные лодки, принимавшие участие в соревнованиях, назывались напиваутригеры, гичкы и чотиривеслови аутригеры. Интересно проходили соревнования экипажей Классической гимназии и Первого реального училища. В том году приз взяли гребцы гимназии - им достался почетный флаг.

Кстати, о гимназистах. Те из них, которые жили ближе к Днепру, росли на его берегах. Выпускник нашей гимназии Самуил Вербов издал в 1956 году в Париже книгу «По Днепру через пороги». Немолодой уже автор, оказался в эмиграции, признавался:




«Все мы росли и развивались на этой маленькой днепровской планете, такой отличной от города, лежавшего совсем рядом, на виду друг у друга с раннего детства. Все мы одинаково ненавидели город и вообще сушу и все что с ней связано, и самозабвенно боготворили воду. Днепр, такой мощный и, как нам казалось, бескрайний, такой живой и открытый, был нашим наставником, нашим настоящим воспитателем ».

В этом самозабвенном обожании Днепра могли признаться и другие члены Екатеринославского яхт-клуба. Конечно, Днепр требовал обращаться с собой на «Вы». Во время парусных гонок случалось, что парусники перекидались и их экипажи оказывались в воде. На помощь пострадавшим приходил господин Шерстюков. Он вовремя подъезжал к ним на своем моторе (редко у кого в то время была лодка с мотором) и помогал им спастись.




Сколько же было членов яхт-клуба? Цифры колебались и зависели от различных обстоятельств. Скажем, благодаря «реформе» Потемкинского сада (парк имени Шевченко), когда начиная с апреля 1910 года сад является местом бесплатного гуляния, а частично и благодаря улучшению в работе самого яхт-клуба количество яхтсменов заметно возросла. Если в конце сезона 1909 года их было чуть меньше 300, то к началу сезона 1910-го членов, было 380, а в середине июня эта цифра увеличилась до 485 человек!

В начале лета 1910 яхт-клуб устраивал на Днепре большие парусные и весельные гонки. Но парусная регата могла состояться только при низовом ветре, и о нем просили небо экипажи более десятка парусных судов. Тогда в Екатеринославе впервые проходили соревнования между двумя парусниками с выдвижными килями. В весельных гонках случались и дамские заезды.Устраивались соревнования пловцов.

После революции 1917 года стало не до аристократических видов спорта: гражданская война, голод, разруха ... Да и сам яхт-клуб прекратил свое функционирование в том виде, в котором он существовал до революции. Но Монастырский остров оставался базой, на которой развивался водный спорт в Днепропетровске. С 1935 года здесь действовала станция добровольного спортобщества «Сталь», а после войны чуть не вся средняя часть правого берега острова застроилась водными станциями. На острове расположились станции местных заводов и учебных заведений.

Источник:  http://gorod.dp.ua/

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...