Sasanka 660» спроектирована польским конструктором Анджеем Скжатом – сегодня фактически монополистом по созданию в Польше парусных (да и не только) яхт: едва ли не каждая более или менее известная польская яхта сконструирована именно этим человеком. Его авторитет в Польше столь велик, что многие верфи(например, хорошо знакомая нам «Delphia») принципиально отказываются от сотрудничества c любым другим конструктором: для них это имя – знак качества.
Воистину, как у Генри Форда:«Вы можете заказать у нас яхту, спроектированную любым конструктором, но им будет Анджей Скжат». С давних пор поляки набили себе руку в создании миниатюрных крейсеров (вспомним хотя бы популярные у нас в свое время «Карины», «Нефриты», «Кормораны»), так что нынешнее поколение польских малых парусников, да еще спроектированное именно этим мастером, в определенном смысле может считаться вершиной эволюции подобных судов.
Именно в этом ключе мы и рассматривали нашу новую знакомую – насколько конструкторы и дизайнеры, современные конструкционные материалы и методы проектирования улучшили обитаемость лодки – параметра, ключевого для мини - крейсеров? И надо сказать, «660-я» нас в этом отношении не разочаровала. Скорее, даже наоборот эта небольшая яхточка если и не является образцом вместимости, обитаемости и эргономики, то во всяком случае очень близка к нему.
Судите сами – при длине всего 6.60 м на борту этой лодки размещаются: носовая и кормовая каюты, салон, полноценный камбуз (на нем даже подача воды в мойку осуществляется электропомпой!), изолированный гальюн (с прокачным унитазом, хотя поляки штатно ставят химический) и штурманский стол. Впечатляющий перечень! Конечно, по своему простору обе каюты (да и салон) несколько отличаются от «Wally».
Ну так и цена другая! Однако, как ни крути, яхта имеет пять полноценных спальных мест: два – в носовой каюте, два – в кормовой и диван по правому борту салона. Отделка интерьера внутри скромная, но стильная: светлое дерево (на нем особо настаивал будущий владелец, фактически ставший же и соавтором внутреннего дизайна), полосатая обивка диванов в три цвета, аккуратная зашивка бортов золотистыми «плетенками»из морской травы.
Сочетание цветов отделки, незначительно отличающихся друг от друга по
тональности, придает внутренним поверхностям ощущение глубины, а помещениям – дополнительного объема. Лодочка, что называется, «хозяйская» – всюду полочки, шкафчики, чувствуется заботливая и рачительная рука владельца. Высота подволока в салоне – 1.65 м. Не бог весть что, но жить можно. Не стоит забывать, что для короткой лодки каждый лишний сантиметр высоты дается дизайнеру с огромным трудом – есть, конечно(кстати, в той же Польше), яхты сравнимой длины, имеющие высоту подволока 1.90 м и даже больше, но иным словом, нежели «бочоночек», их назвать трудно.
Парусное вооружение яхты бермудский шлюп с мачтой 5/6и стакселем на закрутке. Грот имеет сквозные латы и убирается в lazy jack. На крыше рубки расположены пара лебедок и две батареи клавишных стопоров. Кокпит отделан тиком (палуба – тоже) и весьма просторен для такой маленькой яхты. Погона для гика-шкота нет – его блоки закреплены в центре кокпита. Все просто, рационально, нет ничего лишнего и сложного, так что поднимаем паруса и выходим в залив.
На ходу яхта ведет себя очень уверенно. На борту совершенно нет швертботного» ощущения – остойчивость судна под парусами более чем достаточна. (Впрочем, конкретно в этот экземпляр лодки владелец добавил порядка 200 кг дополнительного балласта, уложив его на днище в носовой части салона – по его мнению, после этой операции ходовые качества яхты несколько улучшились за счет изменения дифферента.)
Особенно мне понравился руль – он был «живым», достаточно чувствительным и позволял управлять яхтой буквально с закрытыми глазами. В тот день ветер активно «гулял», временами меняя направление сразу на 60–70°, так что возможностей для оценки изменения усилия на руле при изменении курса относительно ветра было предостаточно.
Сравнительно небольшое водоизмещение лодки позволяет ей довольно быстро разгоняться, реагируя буквально на каждый «чих» ветра. Конечно, считать эту
комфортабельную яхточку гонщиком ни в коем случае нельзя, но ее реакции будут близки и понятны азартным «швертботистам». Ходкость яхты находится, что называется, на уровне – при несильном ветре на каждый метр его скорости лодка отзывается узлом хода.
Максимальная скорость, которую нам удалось развить – 5.6 уз. Не шедевр, но вполне достойная величина для семейного судна. А вот при увеличении крутизны лавировки скорость хода быстро падает симптом, свидетельствующий о невысоком аэродинамическом качестве вооружения. Зато на полных курсах в несильный ветер ходкость можно заметно улучшить, подняв шверт. Вполне похвально можно отозваться и о стабильности удержания яхтой заданного курса.
Конечно, руль так свободно, как на «Jeanneau 50 DS», не бросишь,
Пожалуй, это единственная более или менее серьезная претензия к планировке и устройству кокпита. Хотя есть и еще одна – установленные владельцем эксцентриковые стопора на коммингсе несколько усложняют посадку рулевого на левом борту (кокпит в корме имеет асимметричную планировку). Есть определенный риск защемить в этих стопорах нечто ценное…
Резюме. Очень вместительный и комфортабельный для своих габаритов каютный мини-крейсер, оборудованный отечественными сборщиками в соответствии со стандартами более крупных яхт. Малая осадка, простота управления и возможность быстрой переброски яхты на трейлере делают ее очень интересной для многих акваторий Северо-Западной и Центральной России.
Источник: "Катара и яхты" 4 (220) 2009.
Источник: "Катара и яхты" 4 (220) 2009.
Комментариев нет:
Отправить комментарий