На суше спуск к 57-му яхт-клубу Черноморского флота можно и проскочить: в этой части Севастополя – много поворотов и крутых тропинок. Зато с моря яхт-клуб не пропустишь: он находится у входа в Севастопольскую бухту, напротив белого Александровского равелина, толщина стен которого 110 см.– В 1797 г. здесь была открытая Александровская батарея.
Самая эффективная, на 74 орудия, лучше Константиновской или Михайловской, которые построили позже: город всегда готовился к обороне с моря, хотя нападали с суши, – рассказывает Эдуард Михайлович Пугач, старший тренер детской спортивной школы и хранитель музея яхт-клуба, поднимаясь по вытертой каменной лестнице.
По сторонам от нее карабкаются на крутые склоны здания яхт-клуба. Признаков героического севастопольского прошлого здесь сколько угодно: у входа в клуб лежат якорь и корабельная цепь с первой линии обороны во время Крымской кампании. У стен – пушечные ядра, лежащие с конца XIX в., на одной из стен – изображение Георгия Победоносца, недавно восстановленное по довоенным фотографиям.
Раньше тут были казематы, склады и подвалы старого форта. Теперь в кают-компании – домике с низкими потолками, маленькими окнами и широченными стенами – пьют чай после тренировок и соревнований «огольцы» Эдуарда Михайловича. «Огольцы» – это севастопольские ребятишки, «среди которых яхт-клуб с 1886 г. распространяет охоту к плаванию», как это значится во втором параграфе устава.
Его проект, представленный контр-адмиралом Кумани еще в 1885 г., и прошения об учреждении первого на юге Российской империи морского яхт-клуба были отправлены на следующий год на ысочайшее имя. Копии этих документов хранятся теперь в музее яхт-клуба. У его истоков стояли видные деятели флота, искусства и общественной жизни города: контр-адмирал Манто (его батарея находилась во время Крымской кампании в Балаклаве);инженер подполковник Еранцев, корабельный инженер и штабс-капитан Арцеулов, князь Оболенский и др.
Среди других знаменитых членов яхт-клуба – тенор Большого театра
Собинов, Н. Н. Миклухо-Маклай, И. К. Айвазовский и многие его родственники, в том числе зять Арцеулов и его потомок Константин Арцеулов, художник, авиаконструктор и один из первых инструкторов Качинской летной школы, с которой пошла русская авиация.
Открытие яхт-клуба власти нашли «весьма полезным и желательным», и с 1886 г. среди жителей стали «распространять охоту к плаванию на гребных, парусных и паровых судах», а равно «подготовлять опытных шкиперов и матросов». Строго говоря, только судовладельцы могли быть действительными членами с правом голоса на общих собраниях.
Они платили ежегодные взносы, а при принятии в клуб делали единовременный взнос, от которого, правда, освобождали морских офицеров. На одну навигацию претенденты становились кандидатами, а осенью на общем собрании проходили выборы. Собрание же обирало почетных членов, среди которых были многие представители императорской фамилии.
В вахтенном журнале яхт-клуба в записи от 2 июня 1902 г. значится: «После посещения руин Херсонеса его императорское величество император Николай II был принят в кают-компании яхт-клуба, где угощался жареной кефалью и вином урочища Алькадар». – Алькадар – это в переводе «божье соизволение», – поясняет Эдуард Михайлович, отрываясь от книги, по которой цитировал журнальную запись.
На базе яхт-клуба устраивали гонки яхт, здесь получали из-за границы новые модели кораблей и чертежи, а конструкторы, кораблестроители, издатели книг, морских карт и чертежей – субсидии. Устраивались беседы, выставки, посвященные морскому спорту и «Обществу спасения на водах», и публичные доклады (первое здание яхт-клуба стояло на Приморском бульваре в центре города).
Для жителей организовывались морские прогулки, а для членов яхт-клуба – дальние морские походы. Из клуба вышли десятки первоклассных офицеров и гражданских моряков. Его основатели участвовали в Синопском сражении, первой обороне города в Крымскую кампанию, да и во многих других войнах. В XX в. Члены и тренеры клуба участвовали уже во второй обороне города. Воевали все поголовно, на береговых батареях, на флоте, в пехоте, – говорит Эдуард Михайлович.
Мичман Ктиторов служил боцманом на крейсере «Ворошилов», получил орден Боевого Красного Знамени, а в 1952 г. участвовал в первой Олимпиаде Советского Союза в Хельсинки. З. Н. Уварова – механик и водитель танка – была в 76-й бригаде морской пехоты. З. С. Патронова – в морской пехоте, потом на штурмовике стрелком-радистом, дошла до Берлина. После войны вернувшиеся спортсмены сами восстанавливали яхт-клуб.
По воскресеньям бежали сюда, устраивали соревнования по футболу и волейболу, танцевальные вечера под баян. Профессионального спорта тогда не было, все работали – кто на стройке, кто на заводах, кто служил на кораблях. Ровесники Эдуарда Михайловича (сейчас ему 73 года) крутились тогда там же, в яхт-клубе.
Вокруг яхт-клуба всех их, по выражению Эдуарда Михайловича, «цементировал» Осип Емельянович Безродный, который пятьдесят лет был здесь боцманом. Мальчишек он учил парусному делу, а во время обороны города он, тогда уже непризывного возраста, остался в оккупации и постарался сохранить паруса, блочки и снасти. Их он упаковал в бочки и спустил в подвал на водной станции, где раньше размещалась стоянка яхт.
Есть кадры немецкой кинохроники, – замечает Эдуард Михайлович, – на которых видно, как горит водная станция, а рядом стоят крейсерские яхты. К маю 1941 г. они уже были на воде после зимы, но с началом обороны решено было поднять их обратно. Сгорела и остальная часть яхт клуба. Каменные же здания немецкие войска не взорвали перед уходом, а Безродный заметил, как закладывали мину, и вызвал саперов, едва город освободили.
Уже в 1945 г. на том, что осталось, возобновились тренировки. Одну яхту Безродному удалось отремонтировать к концу 1944 г., всего же на плаву оказалось четыре судна. Потом подошли трофейные яхты из Италии, Румынии и Голландии. – Яхт стало даже больше, чем до войны, – смеется Эдуард Михайлович, – а в 1946 г. уже прошли соревнования, приуроченные к визиту в Севастополь боевых кораблей США и Великобритании.
Состязались в футболе, волейболе и парусном спорте (в Северной бухте прошла большая регата с пересадкой команд). Сохранилась и бляха дежурного. Сберег ее боцман яхт-клуба Емельян Безродный. Мы учредили приз его имени, вручаемый победителю гонок крейсерских яхт.
Уже в 1952 г., на первых Олимпийских играх, в которых участвовал СССР, выступал член яхт-клуба Н. С. Нидирко (боцман противолодочного корабля «Проворный»). Вообще, во времена Советского Союза воспитанники и тренеры яхт-клуба становились чемпионами страны, Европы, мира и Олимпийских игр в разных классах парусных судов.
Здесь учились, преподавали или состояли членами П. Якшаров (второе место на чемпионате СССР по парусному спорту в 1939 г.), Н. Бондарь (первый чемпион России в классе парусная доска»), Е. Богатырев (чемпион мира в этом же классе) и десятки других. В 1978 г. мичман Яков Кливеров на соревнованиях в Австрии занял второе место в классе катамаранов «Торнадо» и привез приз.
Члены клуба собирают снимки основателей яхт-клуба, знаменитых членов, первых судейских катеров начала XX в., вахтенные журналы, призы – всю историю клуба со дня основания о сегодняшнего дня. Эдуард Михайлович учит ребят парусному спорту и уверен, что лично на нем и на яхт-клубе лежит обязанность сохранить традиции парусного образования.
Своих ребятишек он муштрует на море и на суше. В самих классах рядами стоят потрепанные, годов шестидесятых, стулья и старые компьютеры. Спортивный флот яхт-клуба тоже старый. Его составляют Оптимисты», «Кадеты» и парусные доски. Их немного (регулярные поступления прекратились с развалом СССР), и яхт-клуб использует то, что удается отремонтировать.
Клуб единственный в Севастополе и в Крыму, где детей бесплатно учат водному спорту, держатся энтузиазмом. Наряду с греблей в яхт - клубе преподают плавание и общую физическую подготовку. Положение о дополнительном образовании написано в устав еще 1886 г., правда, больше не учат теперь рисованию (оно входило в программу вместе с фехтованием и стрельбой).
Детей готовят на яхтенного рулевого, рулевого первого -третьего классов, яхтенного капитана. Воспитанников набирают в основном школе № 8 Министерства обороны РФ, а уже из яхт-клуба многие поступают в морские училища Петербурга и Калининграда.
Есть и другие яхт-клубы в Севастополе, но они коммерческие («Моби Дик», «Золотой символ», «Мрия», «Адмирал», который отделился от 57го яхт-клуба). Очевидно, яхтенное будущее Севастополя будут определять крейсерское движение, дайвинг и, возможно, яхтенный туризм. Потенциал у парусного Севастополя огромен.
Удобство его бухт для стоянки кораблей уникально, а Балаклавская бухта постепенно превращается в международный яхт-клуб и центр яхтенного туризма. С тех пор как из Балаклавы вывели военные корабли и закрыли завод по ремонту подводных лодок, набережная Назукина, заново отстроенная яхт-клубом «Золотой символ», превратилась в туристскую прогулочную улицу.
В самой Балаклаве проводятся короткие яхтенные прогулки с выходом на внешний рейд бухты и обратно. Нет пока подходящего яхтенного парка – ни моторного, ни парусно-моторного. Нет даже единой концепции использования береговой линии.
Между тем, на базе яхтенного – если не спорта, то туризма – можно было бы развивать и остальную экономику города. Пару лет назад тренеры 57-го яхт - клуба нашли в архиве документы, рассказывающие о Дне паруса – его в Российской империи праздновали в середине осени. Теперь каждый год ученики и учителя школы № 8 выходят в море на крейсерских яхтах клуба.
Потом получают сертификаты, свидетельствующие «об участии в морском походе в честь Дня паруса России». Кое-кто из ребят потом записывается в детско-юношескую спортивную школу. Недавно к нам папа (он служит на корабле) привел девочку. Я взял безропотно, так как должен выполнять свою основную задачу – воспитывать моряков.
Источник: «Катера и яхты» 4,5 (255) 2010.
Комментариев нет:
Отправить комментарий