«Гюлет», или «гюлета» — турецкое слово, происходящее от французского «goulette», и с 18 века обозначающее парусные суда, вооружённые шхуной. Существует версия о происхождении от венецианского морского термина «galiota», который предположительно означал галеон — грузовое торговое судно.
По другой версии — военный корабль с 19-24 гребными рядами.
«Galiota» может также происходить от «galea» — термина, известного
с 12 века и которым до 18 века называли суда различных типов.
Сейчас так называются традиционные турецкие суда деревянной постройки, вооружённые шхуной или кечем, С с высоким острым носом, широким корпусом и округлой кормовой оконечностью.
В прошлом такие суда строили как торговые, позднее их использовали рыболовы и ловцы губок, ну а сегодня гюлеты строятсяи эксплуатируются как моторно-парусные суда, предназначенные исключительно для отдыха.
Президент чартерной компании «Pupa Yachting» г-н Джан Эрертем рассказывает:«Эра маленьких грузовых судов от 15 до 25 м ушла совсем недавно. 30 лет назад большинство судов торгового флота всёещё были редставлены этими местными деревянными лодками.Когда в 20-х годах прошлого столетия турецкие ремесленники переселились с Крита в Бодрум, они привезли с собой навыки строительства небольших сосновых судов. Вокруг Бодрума были основаны верфи/мастерские, где строили простые суда для рыбаков и ловцов губок.
Строили тогда без чертежей, передавая умение и ремесло через поколения. Как и во времена путешествий Одиссея, на крепкие килевые балки устанавливался остов, а на него набивались доски. Промежутки между досками заполняли просмоленным хлопком, открытую часть палубы покрывали палубными досками и узкими деревянными планками.
Строились и суда большего размера для перевозки различных грузов вдоль Средиземноморского побережья Турции. Не по разбитым просёлочным дорогам, а именно морским путём доставляли вино и оливки на рынки приморских городов. Позже на яхты стали устанавливать двигатели, суда могли идти против превалирующего северного ветра и обычно приходили в пункт назначения вовремя.
В 50-х годах гюлеты с командой из 2-3 человек совершали переходы к Мраморному морю, до Стамбула, до Измира и дальше через Дарданеллы или пересекали Средиземное море к берегам Туниса для ловли губок. Фактически современное турецкое название отдыха в круизе — Mavi Yolculuk («Голубой вояж») — произошло от традиционного названия торгового водного пути — Mavi Yol — «Голубая дорога».»
Благодаря характерным особенностям своей архитектуры гюлеты оказались очень удобными для круиза: широкий корпус позволяет разместить на судне достаточное число кают и просторный салон, а большая округлая корма служит прекрасным местом для отдыха гостей на свежем воздухе. Так, преобразившись из торгового судна в круизное, гулет по-прежнему пользуется популярностью и всё ещё меняется в лучшую сторону.
Новые гюлеты, которые сходят с верфей, отличаются повышенным комфортом. Туристов уже не удивляют кондиционеры и отдельные санузлы в апартаментах. Теперь в каждой каюте вы найдёте плазменные телевизоры, DVD и музыкальный центр, мини-бар, сейф, душ с гидромассажем, а в мастер - каютах и ванны с джакузи.
Стало более комфортным использование кондиционеров: теперь в каютах есть индивидуальные пульты для регулировки работы устройств. Несмотря на определённые традиции в оформлении гюлетов, появляются новые смелые решения. Интерьеры меняются на более минималистические, следуя моде итальянских дизайнеров в оформлении моторных яхт.
Используются более дорогие материалы: мрамор, стекло, кожа, дорогие сорта древесины. Большинство новых гюлетов строят из красного дерева, сосновые корпуса и интерьеры уже менее популярны. Расширяется и концепция использования гюлета. Яхту фрахтуют не только для семейного круиза, но и как отличное решение для корпоративного отдыха, проведения конференций или переговоров.
Учитывая комфорт и обслуживание на высшем уровне, стоимость чартера и затраты на горючее при фрахтовании гюлета в несколько раз ниже, чем моторной яхты. Растёт география использования гюлетов как круизной яхты. Если раньше они были в основном экзотикой Турции, то сейчас гюлет нельзя не заметить. К Турции, Греции и Италии, где эти суда встречались и раньше, теперь можно добавлять Хорватию и Черногорию, Египет и Украину.
Прекрасный краснодерёвый гюлет длиной 20 м на 5 кают, 2006 года постройки, сдаётся в чартер в Одессе.
В новом сезоне мы расширили свой флот гюлетов в Турции. Стоимость чартера яхты эконом - класса на 6 кают с 12 пассажирами — от 600 евро/сутки в мае до 1000 евро/сутки в августе. 36-метровый гюлет «CANER IV» люкс - класса, 2008 года постройки, на 6 кают (12 пассажиров) в мае стоит 3500 евро/сутки, в августе — 6300 евро/сутки. 10-15-летние яхты проходят модернизацию.
Обновляются интерьеры, проводится дооборудование яхты. Чартер такого судна по стоимости ниже, чем нового гюлета. Варьируется количество кают. Теперь есть и гюлеты на 2 каюты для небольшой компании из 4 пассажиров, и гюлет на 16 кают для 32 пассажиров! Появилась вариативность в организации питания туристов. Теперь мы можем предложить три меню на сумму 30,
40 или 50 Евро/сутки. Речь идёт о питании по системе «полный пансион».
Гюлет по-прежнему остаётся комфортным судном для путешествий от Кушадас до Анталии. Это и прекрасный выбор для первого пребывания на яхте, поверьте он будет позитивный! И всё же вас могут преследовать несколько типичных мифов, пугающих новичков. Не поддавайтесь! Когда вы подниметесь на борт яхты, они исчезнут сами по себе!
Мифы современной Турции.
Миф 1. «Меня укачает».
В круизе на турецком гюлете вас не укачает. Вес яхты составляет десятки тонн, она скользит вдоль берега, заходя в бухты и заливы. На небольшом отдалении от берега расположены островки, острова, а дальше и Греческие острова — волнам разгуляться негде, да и круизы проходят в самые подходящие для отдыха месяцы. В круизе на небольших моторных или пластиковых яхтах, если вдруг поднимется ветер, вы можете идти вдоль берега или пришвартоваться в марине.
Миф 2. «Я боюсь замкнутого пространства».
Это если вас надолго закроют в каюте. А яхта идёт на расстоянии нескольких десятков метров от берега. Вы сможете разглядывать мирно пасущихся коз и загорающих на пляже девушек, свободно передвигаться по всему судну и даже принять участие в управлении ним.
Миф 3. «Что я там буду делать?».
Миф 3. «Что я там буду делать?».
Украинские туристы-мужчины делятся на две группы. Одним нравится кататься на скутере, серфинге, моторном катере, ловить рыбу, нырять с маской или аквалангом, чтобы увидеть мраморных девушек под водой, или играть в футбол на античном стадионе. Другим — пить водку в компании друзей на свежем воздухе. Не скучно ни тем, ни другим. У женщин такой вопрос не возникает. Для них загорать, купаться, пить коктейли — это уже что-то делать. Если вы не сторонник активных видов отдыха, книга, шахматы или другие настольные игры под тентом, защищающим от солнца, — для вас.
Миф 4. «Я не знаю, где Эгейское море, Мармарис
и Фетие. Я отдыхал в Анталии. Мне там нравится».
Анталийский залив — это территория, по которой путешествовали храбрые хоббиты в фильме «Властелин колец». На этом побережье Турции больше штормит, меньше марин, живописных заливов и вообще мест, где яхте можно спрятаться. Яхтенные прогулки здесь короткие — обычно на один или два дня.
Миф 5. «Может быть, отель на 5 звёзд лучше?».
По комфорту яхты не уступают отелю. А настоящие звёзды — те, которые сияют над мачтой!
…
И на десерт — случай из жизни. Одна дама, каждое лето сомневающаяся, ехать или не ехать, боялась качки. Я красочно расписывала природные условия, завлекала видеоматериалами, собственным опытом, рассказывала о том, что 33-метровый гюлет из красного дерева весит 80 тонн, на борт берётся 10 тонн воды, 5 тонн горючего, так что его не просто раскачать… После этого она, подумав, совершенно серьёзно спросила: «А вдруг он утонет, если такой тяжёлый?».
Господа, читайте «Фарватер», повышайте яхтенную культуру!
Источник: «Фарватер», 2 (33) 2009г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий