Матчевые гонки, или иначе матч - рейс, – это самостоятельный вид парусного спорта, в котором на старт одновременно выходят только две яхты. Борьба между ними начинается еще до сигнала «старт открыт»: в это время лодки уже соперничают за лучшую стартовую позицию. Сама гонка – как дуэль между яхтами, проверка мастерства гонщиков, где есть только победитель и проигравший.
Особенности матчевых гонок.
Суть матчевых гонок – это единоборство, дуэль экипажей и рулевых, управляющих двумя одинаковыми парусниками. Это своеобразие и есть главный фактор, который определяет весь ход борьбы на дистанции, влияет на тактику ведения гонки. В отличие от традиционной парусной регаты, во время матч - рейса шкипер свои любые действия на дистанции должен выполнять с учетом, в первую очередь, положения относительно соперника.
Другой важный фактор, влияющий на гонщиков – сам формат матч - рейса, то есть формула проведения всего цикла соревнования, от предварительных раунд - робинов до финалов. В этом смысле матч - рейс подчиняется законам спринта. Здесь некогда раскачиваться: достаточно проиграть пару первых стартов – и вылетаешь из соревнования, не пройдя в следующий круг.
Матчевые гонки, как и любые парусные соревнования, проходят по Международным правилам парусных гонок (в настоящее время это – ISAF Racing Rules of Sailing, 2005–2008). Однако особенности дуэльного противостояния, диктующие своеобразие тактических приемов в арсенале гонщиков, учтены в специальном разделе Правил, изложенных в Приложении С «Правила матчевых гонок».
Как уже было отмечено, гонка в матч - рейсе начинается еще до старта. Согласно правилам, обе лодки, словно дуэлянты, «сходятся» в предстартовой зоне, начиная движение навстречу друг другу с разных сторон, каждая от своего знака. Задача шкипера – навязать противнику свою волю, спровоцировать его на получение штрафа и избежать штрафов самому, суметь к моменту сигнала «Старт открыт» занять такую позицию, которая позволит контролировать действия противника после выхода на дистанцию.
История знает интересные случаи, когда одна из лодок, воспользовавшись медлительностью соперника и действуя в рамках дозволенного, своими маневрами не позволяла второму участнику гонки войти в предстартовую зону в установленное время (две минуты с момента подачи сигнала «Подготовительный») – и победы были зафиксированы уже до открытия старта!
Матчевые гонки переворачивают привычные представления о тактической борьбе под парусом. Не даром в своей книге «Стратегия и тактика парусных гонок. Матчевые гонки» генеральный секретарь РФПС Олег Ильин рекомендует в предстартовой зоне «считать время не до открытия, а до закрытия старта: если противник рядом, только этот временной рубеж имеет значение». Согласитесь, удивительный для традиционных гонок совет! И таких тонкостей в матч - рейсе может быть выявлено великое множество.
Формат матчевых гонок.
Формат матч - рейса зависит от конкретных соревнований, однако существует типовой подход к организации гонок. Все начинается с раунд -робина (от англ. Round - robin) – кругового этапа, на котором шкипер проводит по одной гонке с каждым из своих соперников. Таких циклов может быть один или несколько. По итогам раунд - робинов несколько шкиперов, одержавших наибольшее число побед, выходят в полуфиналы.
Полуфиналы – это серии дуэльных гонок до установленного организаторами числа побед одного из шкиперов. Далее по такому же принципу проводится финал. По регламенту соревнований перед главным финалом может быть проведен также утешительный финал (матч за 3-е место). Часто основной матч-рейс предваряет квалификационная отборочная регата, в которой несколько экипажей борются за право попасть в основную группу соревнований.
Дистанция и судейство.
Дистанция матчевых гонок устанавливается в виде петли со стартом и финишем на нижнем знаке. В зависимости от погодных условий и наличия времени для проведения гонки дистанция, по решению судей, может состоять из одной, двух или трех петель. На последней петле на полном курсе яхты финишируют. Поскольку в каждой гонке участвуют только две яхты, борьба между ними носит острый, тактически насыщенный характер.
Часто соперники вынуждают друг друга нарушать правила, получая, тем самым, необходимое преимущество. Каждое тактическое действие рулевого должно быть мгновенно оценено судьями с тем, чтобы провинившийся экипаж знал о своем нарушении в тот же момент и мог выполнить штрафные обороты до окончания гонки.
Яхта, нарушившая правило соревнования, решением судей наказывается пенальти (штрафом): она должна совершить поворот на 360°. Сделать это яхта может на любом участке маршрута до пересечения финишной линии. Для принятия быстрых решений в практику матч - рейсов было внесено судейство на воде.
Судьи – ампайры – выносят свои решения по спорным вопросам, возникающим во время гонки, находясь в непосредственной близости от яхтсменов – они следуют за участниками на быстроходном катере. Ампайры выбирают наилучшее положение для наблюдения за соревнованием. Каждую яхту сопровождают двое судей, которые советуются друг с другом при возникновении спорных эпизодов.
В своей работе они пользуются сигналами, подаваемыми свистком и цветными флажками. При разрешении конфликтов во время соревнований судьи принимают решение сразу, как только шкиперы подают протест на соперника (шкипер при этом поднимает в руке желто-красный полосатый флаг «янки»). В ответ на этот поднятый флаг он может получить от судьи несколько вариантов ответа.
Вот основные из них:
бело-зеленый флаг с одним продолжительным звуковым сигналом – правила не были нарушены (протест не принимается);
желтый флаг с одним продолжительным звуковым сигналом – яхта под желтым флагом наказана пенальти;
синий флаг с одним продолжительным звуковым сигналом – яхта под синим флагом наказана пенальти;
черный флаг означает полную дисквалификацию команды, поднимается судьями вместе с желтым или синим флагом.
История матчевых гонок.
Своим появлением на свет матчевые гонки обязаны соревнованиям Кубка «Америки». Этот старейший трофей парусного спорта был впервые разыгран в далеком 1851 г. и имеет в парусном мире особый статус. Серебряный кувшин, названный по имени его первой обладательницы, яхты «Америка», со временем стал символизировать собой передовые идеи и технологии, приходящие в парусный спорт именно через гонки Кубка «Америки».
Если первые состязания за право обладать почетным призом проходили в формате классической парусной регаты, то в 1871 г. после длительных дебатов поповоду ряда исторических положений о Кубке правила были пересмотрены. Отныне действующий обладатель трофея должен защищать право держать Кубок в своем яхт-клубе в гонке против одного единственного претендента, который определялся методом соревновательного отбора в таких же гонках с другими яхтами - претендентами на Кубок.
Так понятие «матч» было введено в практику парусных соревнований и положило начало дуэльным гонкам под парусом, получившим в конце XX в. широкое распространение по всему свету.
Источник: "Катера и яхты" №203 2006г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий