воскресенье, 29 мая 2011 г.

Как не заблудиться на водных просторах?



За последние несколько лет множество людей смогли впервые приобрести свое собственное «плавсредство». Для управления маломерным судном необходимо пройти курс обучения и сдать «на права», что не вызывает особых сложностей, а вот получить информацию, в частности, о правилах навигации бывает сложно. 

Как новобранцу не заблудиться на водных просторах, пойдет здесь речь. Но говорить мы будем не о замысловатых секстанах (секстантах), не о рулонах карт и толстенных атласах, а о том, как, потратив умеренную сумму, приобрести некий доступный прибор, который точно укажет путь до места назначения, поможет вернуться назад, определит местоположение, запишет трек и т. д. И что придется приобрести в дополнение к этому чудо-прибору для полной уверенности.

 Самый простой вариант – это купить навигатор и эхолот. Возможно, кому-то эхолот в этом наборе покажется лишним, но мы попытаемся объяснить его полезность во многих плаваниях. Конечно, есть очень дешевые навигаторы, но покупка дорого – не выброшенные деньги. Вспомним, поговорку: «Мы не так богаты, чтобы покупать дешевые вещи».

 Именно вложенные с умом деньги помогут не только избежать неприятностей, но и создать комфортные условия, что, согласитесь немаловажно. Даже если вы планируете совершить не слишком дальний поход, и район плавания более или менее известен то и для этого случая стоит приобрести GPS, который «читает» карты.


Чем он удобен ? Во-первых, с его помощью вы всегда будете представлять, где находитесь по отношению к каким-нибудь знакомым или хорошо видимым ориентирам. Во-вторых, можете отметить на карте, к примеру, камни, которых стоит опасаться, заправку на берегу (или на воде), чтобы в случае необходимости навестить ее, места с хорошим клевом, поставить точку в месте расположения лагеря и т.д. При этом GPS запишет ваш трек, по которому вы сможете вернуться обратно. 

Использовании GPS, не показывающего на карт точку, где вы находитесь в данный момент, теряет смысл, так как на экран невозможно увидеть окружающую обстановку. Если в «читающий» GPS за гружены карты водоемов, то вы будет знать об окружающей обстановке максимум возможного, начиная от глубин и кончая наличием опасностей. При этом, используя компьютер, можно в него добавлять новую информацию. 

Немаловажную роль при выбор навигатора играет эргономика. Для того чтобы понять, годится ли при бор, надо подержать его в руках и «поиграться» с ним, переключая режимы. Это касается не только небольших «туристических» навигаторов, но и более солидных, предназначенных для сугубо морских условий.

 По мнению многих (разумеется,про всех пользователей мы так сказать не можем), для того чтобы чувствовать уверенно себя в плавании нужен навигатор класса «Garmin 60 GPSMAP» или, что еще лучше, «76 GPSMAP» того же производителя. «76-й» при прочих равных условиях обладает неоспоримым достоинством – он плавает на поверхности воды. Лучше, если экран навигатора будет цветным, что облегчит восприятие информации в сумерках и при ярком солнечном свете.



 Да, такой прибор требует больше батареек, но, если на лодке (катере) есть аккумулятор, то  можно подключиться к нему. Если нет, то придется брать с собой запас батареек. Более или менее оптимальный GPS будет стоить примерно 12 500 руб. Кому-то может показаться, что цена слишком высока и можно обойтись прибором подешевле. На самом деле, если навигатор стоит меньше, то в нем не будет многих нужных функций.

Для справки: оптимальный навигатор для «моря» без картографирования стоит сегодня около 7000 руб. За последний год в продаже появилось довольно много навигаторов с сенсорными экранами. Одним они нравятся, другие видят в этом только недостатки. Мы не будем рассматривать все «за» и «против», однако заметим, что новинки обладают почти всеми необходимыми функциями и имеют полное право стать вашим проводником». 

Обычно люди, отправляющиеся в плавание, не только хотят знать о своем местонахождении, но также о том, сколько воды у них под килем. В этом поможет эхолот. Он желателен на борту, даже если есть GPS, в котором имеется карта с глубинами нужного региона. Дело в том, что уровень воды во многих регионах непостоянный и часто зависит от погодных условий. Поэтому глубина, указанная на карте, условная и в некоторых случаях может значительно изменяться. Падение уровня воды даже на 30–40 см может сделать несудоходным участок, который в обычное время проходим для лодок и катеров.

 При этом, используя данные карт и сопоставляя их с постоянно работающим эхолотом, можно понять тенденцию изменения уровня воды в конкретном месте и сделать соответствующие поправки в маршруте. Ну, и с помощью эхолота, как утверждают производители, можно определить наличие рыбы.


Бюджетный эхолот – это на сегодняшний день несложный прибор с двумя лучами и достаточно точно показывающий глубину. С точки судовождения, эхолот интересует нас как  прибор, способный спасти  от «наезда» на мель. На приличной скорости эхолот – не помощник, так как показывает глубину под корпусом лодки (катера), однако предупредить о том, что глубина «катастрофически» уменьшается, может.

 Используя данные карты навигатора и постоянно сопоставляя  их с информацией эхолота, можно избежать не только «посадки на банку», но и других неприятностей. Цена самого дешевого эхолота сегодня – примерно 5200–5900 руб. 

На рынке ассортимент эхолотов больше, чем ассортимент относительно недорогих навигаторов для водных просторов, поэтому, прежде чем остановить свой выбор на каком-то конкретном приборе, лучше провести сравнение. Разумеется, большая часть обладателей лодок (катеров) любят не только походы, но и рыбалку.

 Для качественной рыбалки, особенно на водоемах со сложным температурным режимом воды, непостоянной структурой дна, а также на водохранилищах, на месте которых раньше были леса, поля, деревни и т. д., потребуется не самый дешевый эхолот.

 Наиболее бюджетный, но «хороший» комплект будет стоить примерно около 20 000 руб. Какие у него будут явные минусы, естественно, наряду с плюсами? У навигатора небольшой экран, который, скорее всего, не понравится людям, страдающим дальнозоркостью. Они увидят на нем мелкие значки, цифры и буквы только в очках. Это неудобно, особенно при движении в дождь, в сумерках и т. д. 



Кроме того, черно-белый экран эхолота в солнечную погоду, а также в сумерках – не самый лучший вариант для отслеживания на нем данных. Ну, и для работы эхолота требуется много энергии, т. е. на борту должен быть какой-то ее источник. Если навигатор может спокойно работать от пальчиковых батареек, то эхолоту нужен источник посильнее. Но это беда всех эхолотов, причем, чем он мощнее, тем больше энергии требует.

Попробуем пофантазировать. Если на борту есть некий источник электрического тока, к примеру аккумуляторная батарея, которую постоянно заряжает генератор подвесного мотора, то почему бы не замахнуться на чуть более дорогое оборудование вроде навигатора с функцией эхолота. Стоит он примерно на 20–30% больше обычного, но у него большой экран. Правда, в отличие о портативного GPS его в карман не положишь.

 Самый дешевый карт-плоттер/эхолот стоит сегодня около 25 000–26 000 руб., т. е. на 5000–6000 руб. больше бюджетного варианта. В этом материале мы сознательно не называем ни моделей, ни производителей приборов, а лишь рассуждаем о способе их подбора. В следующем номере познакомим вас с конкретными моделями, предлагаемыми производителями. И не забывайте, что выбор всегда остается за вами.

Источник:  "Катера и яхты"  4 (226) 2010г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...