пятница, 18 марта 2011 г.

История становления яхтинга в России и образование первых яхт-клубов.

В  Российской империи первый яхт-клуб был основан в середине XIX столетия. При этом, как и в 1718 г., это произошло по инициативе императора. Император Николай I, заинтересовавшийся в Англии традициями местных яхт-клубов, в 1846 г. учредил собственный Санкт-Петербургский Императорский яхт-клуб, стараясь перенести на российскую почву обычаи, устоявшиеся за последние сто лет в яхт-клубах Великобритании (первый английский яхт-клуб был основан в 1720 г.)

Яхт-клубы — особые сообщества людей, которые объединяются в связи с особой любовью к кораблям, водным путешествиям, парусному и гребному видам спорта. История яхт-клубов России, по мнению самих основателей и первых энтузиастов этого движения, уходила во времена правления императора Петра Великого. Петра I называли «первым русским водным спортсменом». Предшественником всех российских яхт-клубов в XIX в. считали «Невский флот», учрежденный в Санкт-Петербурге в 1718 г. Основанный Петром Великим «Невский флот» не был клубом.

Любителями водных прогулок жители Санкт-Петербурга в XVIII веке становились не столько по собственной воле, сколько по высочайшему указанию. В связи с этим в их среде не возникало желаний добровольно регулярно встречаться и совместно проводить время, совершая путешествия на своих судах. Именно по этой причине «Невскому флоту» была уготована недолгая жизнь.

Первое добровольное объединение любителей морских путешествий возникло на западных окраинах Российской империи, на берегах Балтийского моря в 1820-е годы. В Ревеле был основан «Орден отважных яхтсменов», основателем которого стал член Большой гильдии, купец Карл Крафт. В «Орден» входили, в частности, бургомистр, олдермен (староста) ордена Черноголовых, что делало это объединение престижным в глазах местных жителей. Это общество объединяло людей, в основном увлекавшихся морскими прогулками.

По сути, клуб был одним из дворцовых учреждений, поэтому вступать в него могли лица только дворянского сословия, при этом располагающие в основном значительными средствами, позволяющими платить весьма высокие годовые взносы. Строгая сословность Императорского клуба во второй половине XIX в. не способствовала распространению и развитию любительского спорта, пропаганде идей здорового досуга. Тем не менее элитарному Санкт-Петербургскому Императорскому яхт-клубу суждено было положить начало более широкому увлечению морским спортом.


Демократизация жизни в царствование императора Александра II открыла возможность создания внесословных спортивных объединений. В качестве альтернативы Императорскому яхт-клубу в 1860 г. был открыт Санкт-Петербургский речной яхт-клуб. Это общество стало первым в Российской империи добровольным объединением любителей водных путешествий, созданным по инициативе частных лиц.

По образцу Речного яхт-клуба в разных местах Российской империи стали появляться многочисленные морские и речные клубы, парусные и гребные общества и кружки. Деятельность Речного яхт-клуба стимулировала учреждение клубов во многих русских губерниях. Поэтому особенностью отечественного водного спорта можно считать возникновение яхт-клубов не только на морских побережьях, но и на берегах крупных рек, как на юге, так и на севере Российской империи.

К началу XX столетия яхт-клубы существовали почти во всех губернских городах Российской империи. Большую роль в этом сыграла государственная поддержка, прямая заинтересованность первых лиц империи и морского начальства в массовом развитии морского спорта. Как и в начале XVIII столетия, это было связано с необходимостью укрепления русского флота. Во второй половине XIX в. деятельность многих клубов, и прежде всего Санкт-Петербургского речного яхт-клуба, курировалась Морским министерством, а с 1907 г. — Министерством торговли и промышленности.


 Клубы, в массовом порядке возникавшие с 1870-х годов, были открытыми для участия всех сословий. Во второй половине XIX в. уставы большинства яхт-клубов исключали возможность вступления женщин в члены этих обществ. Тем не менее дам не только приглашали на все клубные праздники, но и допускали к участию в гонках, в основном, гребных. Женщины активно занимались на зимних катках яхт-клубов фигурным катанием, бегом на коньках и т.д. На рубеже XIX—ХХ вв., по мере общей демократизации российского общества, дам стали принимать в члены спортивных обществ.

Уставы яхт-клубов регламентировали форму и флаги обществ, цвет и изображения которых следовали в основном образцу Санкт-Петербургского речного яхт-клуба. На флагах обычно помещался герб того города или губернии, на территории которых эти общества действовали. В качестве образца для формы членов яхт-клуба определяли морской мундир, но без погон. Яхт-клубы имели собственные печати и знаки с изображением якорей, канатов, весел и т.п.


 Гонки были заметным событием в жизни каждого города, где существовал яхт-клуб. На клубные соревнования стекалось много зрителей. Как правило, регаты сопровождались музыкой; победителям раздавали призы В начале ХХ в. многие яхт-клубы стали объединяться в союзы по территориальному принципу или по общему для них виду спорта. Так, в 1907 г. возник Союз балтийских яхт-клубов, в 1912 г. — Российский парусный гоночный союз. Также действовал Всероссийский союз гребных обществ.

Яхт-клубы в России способствовали не только развитию водных видов спорта, кораблестроения, профессионального образования, появлению новых видов досуга. Демократическое устройство яхт-клубов создавало условия для их успешного развития, а также придавало больше привлекательности всему добровольному движению любителей водных видов спорта и проведения досуга в путешествиях по воде.

Яхт-клубы во второй половине XIX — начале XX вв. стали неотъемлемой частью российского общества. Разразившаяся Первая мировая война и последовавшая за ней смена государственного строя прервали деятельность яхт-клубов. Некоторые из них продолжили свое существование после революции.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...