воскресенье, 20 марта 2011 г.

Норвежский судостроитель Колин Арчер - спасательные крейсеры на Мурмане (1902—1914 годы).



С давних времен у омываемого Баренцевым морем берега Кольского полуострова (этот район называли Мурманским берегом или Мурманом) активно велся рыболовный промысел. Занимались им поморы — жители побережья Белого моря. В конце XIX века ежегодно с апреля по сентябрь до трех-четырех тысяч рыбаков из Онежского, Кемского и Архангельского уездов собирались на Мурмане на лов трески.

 Для промысла использовались мелкие беспалубные парусно-гребные суда с экипажем из трех-четырех человек: стародавние шняки с прямым парусом и более совершенные с косым парусным вооружением, а также малоподходящие для работы в открытом море ёлы. Плавания этих судов в сложных погодных условиях Баренцева моря при недостаточном навигационном оборудовании побережья были очень рискованны и нередко заканчивались трагически.

Бедствия на море нашли отклик у русской общественности. С ее помощью был образован Комитет для помощи поморам Русского Севера. Организация, начавшая свою деятельность со сбора средств в пользу пострадавших, со временем приступила к изучению Севера, его промыслов, приемов лова рыбы и стала заниматься вопросами поморского судостроения.
 Комитет предложил также построить на Мурманском берегу спасательные станции.
  
В 1902 году Общество спасения на водах решило создать на северо-восточном берегу Кольского полуострова в бухте Лодейной в Териберском заливе и на острове Посьета в губе Рында две такие станции, на которых должны были базироваться специальные спасательные суда. По разработанной инструкции этим судам в период промыслов вменялось в обязанность крейсировать  вдоль всего побережья, в штормовую погоду — постоянно находиться в районе лова и при необходимости оказывать им помощь, в первую очередь экипажам, затем судам, буксируя их к ближайшей закрытой стоянке.


 Прототипом спасательного судна послужил парусный бот  конструкции  норвежца   Колина Арчера, прославившегося созданием знаменитого "Фрама" для экспедиции Ф. Нансена. Кстати, его именем был назван первый из ботов. С 1893 по 1901 год на верфи Арчера в Нарвике было построено 16 судов. Они оказали значительную помощь норвежским рыбакам и получили одобрение морских специалистов за прекрасные мореходные качества.

В мае 1902 года представители Общества спасения на водах заказали Колину Арчеру два одинаковых спасательных бота общей стоимостью 18,5 тыс. рублей. Одно из них должно называться "Великая княгиня Ксения Александровна", другое — "Великий. князь Алексей Михайлович" . В разработке проектного задания на постройку принимали участие морской инженер-судостроитель генерал-майор А. К. Боярский и заведующий спасательными станциями и начальник Мурманской промысловой экспедиции Л. Л. Брейтфус.

 Заказанные суда имели большие по сравнению с прототипом размеры, так как должны были эксплуатироваться в более суровых условиях. Каждый из них представлял собой килевой двухмачтовый парусник, вооруженный по типу кэча. Почти весь набор корпуса выполнили из дуба, только киль и кильсон — из американской сосны. Наружная обшивка толщиной 60 мм была из дуба, а внутренняя — из сосновых досок толщиной 38 мм. Планширь, кнехты, входные 
люки, руль и румпель сделали из дуба.

 Судно разделялось четырьмя поперечными водонепроницаемыми переборками из сосновых досок толщиной 63,5 мм с плотно запиравшимися дверями, между которыми располагались жилые помещения. Чугунный киль посредине судна скреплялся с кильсоном сквозными железными болтами. В трюме находился дополнительный балласт — чугунные чушки.

Гафельное парусное вооружение состояло из грота, бизани, кливера, стакселя и топселя. Имелось также два запасных паруса: грот и стаксель. Просторную верхнюю палубу сделали из сосновых досок толщиной 60 мм. В корме для рулевого устроили специальный люк с непроницаемыми стенками высотой 0,9 м со шпигатами для стока воды. В снабжение бота входили шлюпка длиной 3,66 м, два адмиралтейских якоря весом 150 и 100 кг, один верп, якорная цепь длиной 137 м, лебедка для подъема якоря и пушка на дубовом основании для выстреливания линя.

После завершения постройки 20 октября 1902 года боты со своими командами (шкипер и четыре матроса на каждом) вышли в море для определения мореходных качеств и хода под парусами. Вместе с ними для сравнения ходило норвежское спасательное судно. Боты хорошо слушались руля, легко поворачивались под парусами, не зарывались в волну и не принимали воды на палубу.

Плавания вдоль мурманского побережья в 1903 году выявили в конструкции судов ряд недостатков. Осенью боты направили в Тромсё на верфь, принадлежащую О. Альвику. За ремонтом наблюдал А. К. Боярский. Грот-мачты заменили новыми большего диаметра, поставили стоячий такелаж большей толщины с новыми юферсами и талрепами.

 Для лучшего поперечного крепления добавили16 деревянных книц под бимсы и в носовой части брештуки из цельной деревянной кницы. Каюту оборудовали вытяжным вентилятором и устроили вентиляцию пространства между наружной и внутренней обшивками с помощью системы трубок. Длину якорной цепи увеличили на 110 м и изготовили новые чугунные клюзы.

Несмотря на сложности, деятельность спасательных ботов была достаточно успешной. Только в первые восемь лет службы они фактически спасли 43 судна со 143 рыбаками. Значительно большее количество аварий за то же время им удалось предотвратить. Они отбуксировали или конвоировали 304 промысловых судна, на борту которых находилось 1 104 человека, оказали помощь на рейдах 22 судам.

 Маленькие парусные боты находились в плавании от 150 до 230 дней в году без смены экипажа, состоявшего тогда из шкипера и трех матросов Необходимо отметить мужество этих моряков-поморов и профессиональную выучку На этих ботах прошли суровую школу многие моряки Севера, в том числе известный впоследствии штурман и капитан И. П. Ануфриев.

Сезон 1914 года оказался коротким. Из-за начавшейся первой мировой войны боты вернулись в Кольский залив, где их разоружили. Только через 10 лет после образования Центрального комитета спасения на водах они были переименованы в "Шторм" и "Комсомолец" и вновь продолжили свою службу. В первую свою кампанию 1925 года они спасли у острова Кильдин два парусно-моторных судна с 48 человеками на борту.

 Перед новой навигацией их отправили на капитальный ремонт в Норвегию. Там им заменили все крепления в подводной части корпуса и часть обшивки, сшили новые паруса. На ботах смонтировали радиостанции и экипаж, по некоторым данным, увеличили до пяти человек. Только в 1926 году крейсеры оказали серьезную помощь 31 судну с 78 рыбаками... К сожалению, выяснить судьбу ботов до конца не удалось. Известно только, что они плавали на Севере до начала Великой Отечественной войны.
Источник:  http://www.polarpost.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...