вторник, 8 марта 2011 г.

ИСТОРИЯ ОСНОВАНИЯ ХЕРСОНСКОГО ЯХТ-КЛУБА.


Яхт-клуб в Херсоне возник в 1909 г. Командором клуба был Анжелло Иосифович Анатра, родственник известных Одесских яхтсменов. В 1915 г. его сменил Виктор Семенович Ельчанинов. Среди почетных членов были барон Н.А. Гревениц — камер-юнкер, Херсонский губернатор. С 1912 г. он стал Почетным командором клуба. Также почетными членами были Ф.А. Бантыш — камер-юнкер, Иркутский губернатор (ранее возглавлявший Херсонскую губернию), Н.И. Блажков — городской голова Херсона, И.К. Григорович — Морской министр и другие.
 В год устраивалось несколько гонок. Так, 12 июля 1911 г. соревновались яхты и ботики на 7 морских миль. 30 августа состоялась вторая гонка, в которой участвовали и ученики. В качестве призов ученики получили художественные жетоны. Жетоны были «изящной работы», из серебра, «на которых цветной эмалью и золотом изображались шлюпки с гребцами и знаком Херсонского яхт-клуба».
В следующем, 1912 г. открытие навигации, сопровождавшееся торжественным поднятием флага, произошло 5 апреля, а закрытие состоялось 15 октября. 2 сентября состоялись парусные гонки на Днепре. Кроме того, суда Херсонского клуба участвовали и в гонках Одесского и Николаевского клубов. Херсонским клубом были устроены ученические гонки. 14 сент. были организованы общеокружные ученические гонки в Одессе (очевидно, имеется ввиду Одесский учебный округ).
В 1913 г. навигация была открыта 7 апреля (поднятие флага), а закрыта — 1 ноября (спуск флага). В том году было устроено 5 парусных и 2 гребных гонки, причем устраивались они не ранее августа. Навигация 1914 г. началась 2 марта, а окончилась 15 октября. В этом последнем мирном сезоне было устроено 2 гонки — 1 июня и 15 августа. В эту навигацию Морской министр прислал в качестве переходящего приза кубок Морского министерства. Гонки продолжались и в первые военные годы. В 1915 г. было устроено 4 гонки — 2 ученические — 26 сентября и 1 октября, и 2 взрослые парусные — 2 августа и 20 сентября. Важным направлением в деятельности клуба было обучение учащихся гребному делу. Обучение проходило за плату, которую вносили училища.
Обучение имело положительный результат: 15 сентября 1911 г. в Севастополе проходил высочайший морской смотр, на котором I приз получили ученики Второй Херсонской гимназии. Призы вручали цесаревич и великие княжны. Государь принял учеников, получивших призы, на своей яхте «Штандарт». На следующий день, 16 сентября, состоялась гонка на переходящий приз Одесского учебного округа — золотой кубок, пожертвованный гр. А. Толстым. Подобная практика имела место и в других клубах Черноморья, например, в Екатерининском. В качестве призов на ученических гонках, помимо жетонов, выдавались модели судов.
Численность клуба интенсивно росла до Первой Мировой войны. Возрастало и количество судов с 56-ти в 1911 до 88-ми в 1915 гг. Суда были в основном частные. Часть судов принадлежала учебным заведениям г. Херсона, слушатели которых обучались в яхт-клубе морскому делу. Техническую и вспомогательную работу осуществляла команда матросов, состоявшая из 3 — 4 человек. Работали они с 1 апреля по 1 ноября, только во время навигации.
Перед Первой Мировой войной клуб приобрел собственное здание Еще в 1911 г. Комитет направлял прошения в отдел Торгового мореплавания Министерства торговли и промышленности о субсидии на строительство здания клуба, но просьба не была уважена. Строительство здания началось осенью того же 1911 года. Архитектором выступил местный инженер Е.П. Бутми-де-Кацман. Он безвозмездно разработал проект, за что был избран почетным членом клуба. К 1913 г. постройка была завершена. 30 августа того же 1913 г. здание было освящено. На торжественной церемонии присутствовали представители Черноморского, Екатерининского, Николаевского яхт-клубов, Одесского парусного кружка.


Здание клуба посетил глава Морского ведомства. 16 октября 1913 г. яхт-клуб принимал у себя Морского министра ген.-адьютанта адмирала И.К. Григоровича, прибывшего в Херсон для закладки миноносцев. По просьбе представителей клуба он осмотрел помещение, интересовался положением спортивного дела и сделал в книге для почетных посетителей запись: «от души желаю молодому Херсонскому яхт-клубу успеха и процветания на пользу дорогих флотов военного и коммерческого». И.К. Григорович объявил согласие стать почетным членом клуба.
 Командор А.И. Анатра преподнес Министру почетный флаг Херсонского яхт-клуба. Отбывая из яхт-клуба, Морской министр обратил внимание на состояние яхт-клубского берега, сильно размываемого Днепром, и обещал содействовать удовлетворению ходатайства клуба об его укреплении за счет казны. Херсонский яхт-клуб просуществовал до революционных событий 1917 года. Затем наступили иные времена, полные проблем и лишений, в которых почти на целое десятилетие не оказалось места для парусного спорта.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...