Яхтсмены, которым часто приходится перевозить свою яхту с места на место (будь то в поиске новых акваторий для отдыха или просто из места постоянного хранения до слипа для спуска на воду), хорошо знакомы со всеми сложностями, которые при этом неизбежно возникают.
На протяжении многих лет конструкторы стремились достигнуть компромисса между удобством перевозки (и хранения трейлерной яхты на суше) и комфортом (и ее ходовыми качествами) на воде.
Не стану утверждать, что известный польский яхтенный дизайнер Анджей Скжат достиг в этом совершенства, а просто попытаюсь продемонстрировать вам, как изготовленные по его проекту польской верфью Sasanka Yacht яхты «VIVA 600» совмещают в себе все ключевые моменты, которые обычно принимаются во внимание при выборе новой яхты такогокласса.
Итак, начнем с того этапа, когда яхта находится еще на суше и ее необходимо доставить на место для спуска на воду, поместить в родную стихию и вооружить для похода. Основное, что необходимо при этом учитывать:
- Возможность полного подъема шверта Полностью спрятанный в корпус яхты шверт дает возможность разместить ее на трейлере как можно ближе к поверхности земли, уменьшая таким образом высоту центра тяжести и делая перевозку за автомобилем более безопасной.
- Возможность полного подъема шверта Полностью спрятанный в корпус яхты шверт дает возможность разместить ее на трейлере как можно ближе к поверхности земли, уменьшая таким образом высоту центра тяжести и делая перевозку за автомобилем более безопасной.
Кроме того, полностью убранный шверт дает возможность спустить яхту на мелководье, и потом отбуксировать на более глубокое место вручную или под мотором. Тот факт, что основной балласт находится внутри корпуса, под пайолами, позволяет уменьшить массу собственно шверта, что в свою очередь устраняет необходимость в сложной системе талей для его подъема и опускания.
- Небольшой собственный вес. Использование современных материалов и конструкторских решений – на пример, пластиковый вкладыш корпуса и внутреннее заполнение материалом «Airex» – позволяет получить конструкцию, которая не уступает по прочности более традиционным, и в то же время обладает меньшим собственным весом. Масса яхты «VIVA 600» составляет всего 920 кг, а вместе с трейлером – около 1300 кг, что позволяет с легкостью буксировать ее любым семейным автомобилем.
- Простота установки мачты и вооружения. До сих пор вспоминаю завистливые взгляды соседей по стоянке в яхт - клубе, которые наблюдали за процессом замены лампочки в топовом фонаре на мачте первой в Украине яхты «VIVA 600». Снимать мачту мне при этом пришлось дважды – в первый раз я не обратил внимания на то, что поставил цветной корпус топового фонаря не той стороной.
И весь процесс (снять гик, опустить мачту, поменять лампочку, поднять мачту, поставить гик, убедиться что огни горят не с той стороны, где должны быть, снять гик и мачту еще раз, перевернув корпус фонаря, поднять мачту и поставить гик на место) занял у меня от силы час, и при этом я еще успел провести небольшую экскурсию по лодке для двух любопытствующих зрителей.
Весь секрет в том, что мачта и штаг соединены специальной штангой («воротами», как их называют поляки), и отстегнув штаг от точки крепления на носу лодки, при помощи системы блоков (6:1) и одной из шкотовых лебедок мачту можно положить на палубу вернее, не на палубу, а на специальную опору в кокпите и потом снова поднять, как говорится, «одной левой».
- Высокое качество собственно прицепа – трейлера. Для безопасной транспортировки яхты по суше, особенно в условиях отечественных дорог, большое значение имеет качество прицепа, на котором ее перевозят.
И в этом отношении большим плюсом яхты «VIVA 600» является тот факт, что в качестве опции она поставляется в комплекте с трейлером, специально разработанным с учетом особенностей ее корпуса, и позволяет легко справиться с перевозкой лодки даже тем, у кого нет никакого опыта буксировки лодок за автомобилем.
Здесь уместно будет ненадолго отвлечься и вспомнить о тех дополнительных нагрузках, которые ложатся на корпус яхты в условиях частых перевозок и подъемов - спусков на воду. Не секрет, что корпус яхты предназначен для того, чтобы находиться в воде, а не прыгать по дорожным ямам на жестких опорах прицепа, и поэтому для трейлерной лодки прочность конструкции имеет особое значение. И в этом плане конструкция яхты «VIVA 600» также имеет ряд достоинств.
Во - первых, это полностью ручная укладка стеклоткани и наполнителя на всех этапах изготовления корпуса. Не которые производители используют для укладки стекловолокна специальные пистолеты, позволяющие одному рабочему быстро выложить всю форму рубленым стекловолокном, однако такая технология требует большего количества смолы, что в итоге приводит к увеличению веса конструкции и никак не повышает ее прочность.
Кроме того, при таком способе укладки толщина корпуса будет неоднородной. На верфи «Sasanka Yacht» при строительстве яхт «VIVA 600» используется методика ручной укладки листового стекловолокна, которая не так эффективна с точки зрения производительности и стоимости, но зато обеспечивает стабильно высокое качество каждого корпуса.
Во - вторых, немаловажную роль в обеспечении прочности корпуса играет его внутренняя силовая структура, которая в традиционных лодках создается системой стрингеров и шпангоутов. В яхтах «VIVA 600» аналогом этой структуры служит пластиковый внутренний вкладыш, который закладывается в готовый корпус еще до того, как к нему будет приклеена палуба.
Он выполняет сразу две функции – создает мощную силовую структуру, которая противостоит всем нагрузкам на корпус, независимо от того, в каком направлении они приложены, а также служит фундаментом для всего интерьера – мебели, коек, рундуков и прочих элементов.
Для того, чтобы обеспечить прочность палубных элементов конструкции, не которые производители используют деревянные вкладки – например, из бальсы. В яхтах «VIVA 600» вместо этого применяется полимерный наполнитель «Airex», который в отличие от дерева не впитывает воду, не подвержен гниению и сохраняет свои прочностные свойства на протяжении многих лет эксплуатации.
Не будем, однако, слишком уж зацикливаться на особенностях конструкции корпуса и перевозки яхты по суше. Ведь настоящее «яхтенное» ощущение создается вовсе не этим – а тем, как ведет себя яхта на воде, и насколько комфортно находиться у нее на палубе и в каюте.
Кокпит яхты «VIVA 600» ориентированна управление лодкой в одиночку, и в то же время достаточно велик для того, чтобы в нем могла разместиться целая компания – как на ходу, так и на стоянке. Нескользящее покрытие на сиденьях кокпита и на палубе обеспечивает безопасность при ходьбе и удобство при сидении.
Управление лодкой не вызывает сложностей даже у тех, кто делает только первые шаги в яхтинге. Общее ощущение – лодка как будто бы снисходительно прощает ошибки начинающих, не окуная их сурово в воду, но вместе с тем указывая на эти ошибки явными изменениями в своем поведении.
Высокие ходовые качества и удобство управления обеспечиваются следующими элементами:
· Грот с фиксированной нижней шкаториной хорошо держит форму как в свежий, так и в слабый ветер. Две полки рифов присутствуют даже в стандартной комплектации, а в качестве опции можно заказать систему автоматического рифления грота с проводкой в кокпит. Дробное вооружение 7/8 и система регулировки натяжения ахтерштага позволяют настраивать вооружение непосредственно во время движения яхты.
· Низкое размещение балласта и его высокий удельный вес относительно массы всей лодки обеспечивают безопасность плавания независимо от положения шверта (яхта сохраняет стабильность даже при полностью поднятом шверте). Даже в относительно свежий ветер «VIVA 600» с уверенностью несет все свои паруса, и только при значительном увеличении крена площадь грота и стакселя приходится уменьшать взятием рифов.
Даже при посадке на мель судно сохраняет свою безопасность. Этому способствует конструкция шверта (при «выезжании» на отмель он атоматически убирается внутрь корпуса). В отличие от килевых лодок, которые при посадке на мель заваливаются на борт, что усугубляет панику при наличии на борту неопытного экипажа, «VIVA 600» сидит на корпусе ровно, и дает возможность спокойно обдумать план действий по снятию с мели.
· Опционально поставляемый асимметричный генакер на выдвижном бушприте будет интересен любителям «погоняться» и тем, кто стремится выжать из своей лодки максимально возможную скорость.
Комфорт и безопасность управления лодкой под парусами обеспечиваются следующими особенностями:
· Стандартно поставляемая жесткая оттяжка гика устраняет необходимость в топенанте. Меньше веревок в кокпите – меньше вероятность запутаться.
· Проводка всех шкотов и фалов в кокпит дает возможность управлять лодкой в одиночку, что немаловажно для семейных экипажей, в которых «за штурвалом» обычно глава семьи.
· Широкие боковые палубные проходы позволяют при необходимости свободно перемещаться из кокпита на бак и обратно.
· Мгновенно осушающийся кокпит обеспечивает комфорт и безопасностьпри плавании на волнении и в плохую погоду – вода свободно выливается через широкий проход в задней части кокпита.
Теперь давайте ненадолго оставим капитана наслаждаться погодой в его мгновенно осушающемся кокпите, а сами спустимся в каюту. Первое впечатление, которое при этом возникает – лодка внутри значительно больше, чем снаружи. Когда я впервые оказался в каюте «VIVA 600», она показалась мне визуально даже больше, чем каюта ее «старшей сестры» – семиметровой «VIVA 700».
Под палубой этой лодки (не забывайте, ее общая длина – всего 6 метров!) хватает места для полноценного камбуза с мойкой и газовой плитой, внушительных размеров стола на четырех человек, и отдельного гальюна с еще одной мойкой и биотуалетом (или прокачным унитазом – по выбору). И при этом остается еще три спальных места (двуспальная носовая койка и койка вдоль одного из бортов).
Интересно, что ощущения тесноты при этом не возникает – то ли за счет удачной планировки, то ли за счет подбора отделочных материалов и оформления, но каюта кажется просторной и полной воздуха. Воздух, кстати, поступает не только через входной люк, но также через открывающиеся люк в носу (над двуспальной койкой) и иллюминатор в комингсе кокпита.
Впрочем, даже когда все люки и иллюминаторы задраены (например, в сильный дождь), душно в каюте не будет – предусмотрена система пассивной вентиляции (ее решетки совмещены с плафонами внутреннего освещения).
При желании можно отказаться от отдельного гальюна и заказать на верфи вариант с четырьмя спальными местами. При этом немного уменьшится размер камбуза, и биотуалет придется прятать под трапом в каюту, но спальные места будут вполне комфортабельными – в полный рост, да еще и с запасом.
Верфь предлагает несколько вариантов отделки деревом – светлый дуб, красное дерево махогани или ясень – и множество расцветок ткани для диванов и обивки бортов, так что подобрать оформление на свой вкус не составит труда.
С точки зрения судовых систем у «VIVA 600» тоже все в порядке – в качестве стандартной комплектации поставляется газовая плита, две мойки с подачей воды из бака электрическим насосом (сам бак расположен под палубой и заполняется через палубную горловину), трюмная помпа, аккумулятор и три светильника в каюте, а также большое количество шкафов и рундуков для хранения необходимого снабжения и припасов.
А уж в качестве опций можно заказать вообще практически все, что душе угодно – от радиоприемника с MP3 и электрического холодильника до плазменной панели и системы климатконтроля (кондиционирование и отопление каюты).
Автор проекта «VIVA 600» – Анджей Скжат, один из наиболее известных и уважаемых европейских яхтенных дизайнеров («морских архитекторов» «naval architects», как их принято называть в англоговорящих странах). Его проекты завоевали множество призов на яхтенных выставках, по ним строят лодки на верфях нескольких европейских стран.
Проект «VIVA 600» был разработан в 1999 году и оказался на столько успешным, что за все эти годы в него не потребовалось вносить никаких изменений, несмотря на то что яхты «VIVA 600» эксплуатируются в 13 различных странах, включая Испанию, Англию и Германию, и отзывов от владельцев было собрано более чем достаточно.
Как любит говорить один мой знакомый капитан, «не нужно чинить то, что не поломано». Благодаря этому верфь «Sasanka Yacht» имела возможность сконцентрироваться над совершенствованием технологии производства, и с момента спуска на воду первой «VIVA 600» требования к качеству и надежности этих лодок непрерывно возрастали.
Подтверждением этому может служить тот факт, что любая польская чартерная компания (а условия эксплуатации яхт в Польше и в Украине во многом совпадают) обязательно имеет в своем флоте несколько яхт «VIVA 600» и «VIVA 700» – достаточно посетить любой польский яхтенный сайт, чтобы в этом убедиться.
Источник: http://yachtshipyard.wordpress.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий