Как показывает опыт, много трудностей у яхтсменов-любителей вызывает швартовка. Этому есть несколько объективных причин: – отправляясь в яхтенный круиз не более двух раз в год, каждый раз, как правило, получаешь новую яхту, к которой надо заново привыкать; – яхта имеет значительный вес и большую инерцию и, соответственно, не мгновенно реагирует на движения руля; – яхта всегда подвержена действию внешних факторов, таких как ветер и течения, что нередко сильно затрудняет маневрирование на ограниченном пространстве, каким является яхтенные марины в разгар сезона; – интенсивное движение яхт, катеров, крупных судов в акватории порта также отнюдь не облегчает заход на швартовку; – психологический фактор: близость массивных каменных пирсов и других яхт. Пройти вплотную к плавучему буйку на открытой воде и остановить яхту в полуметре от него несложно, но попробуйте проделать то же у бетонной стены причального пирса, когда справа стоит такая же лодка, как ваша, а слева – 30-ти метровая роскошная Feretti, да и зрителей на причале всегда хватает. Итак, представьте реальную ситуацию – вы в Средиземноморье, на круизной парусной яхте 35–50 футов, ваш первый переход заканчивается, до марины примерно миля. Идете под парусами. Перед швартовкой вы как шкипер должны в обязательном порядке проделать следующее: 1. Внимательно изучить по лоции схему и описание марины. Обратить внимание на глубины в акватории, на отмеченные в лоции участки пирса куда приставать нельзя (например, участки с глубиной меньшей, чем осадка вашей лодки, места швартовки местных лодок и катеров, причалы для крупных судов и т.д.); 2. Чтобы избежать неразберихи на борту, сберечь свои нервы и не устраивать бесплатного представления для береговой публики, вы должны четко проинструктировать каждого члена вашей команды, объяснить каждому его обязанности; 3. В непосредственной близости от входа в марину (300–500 метров), но не на судовом ходу, завести дизель и поставить его на холостой ход; 4. Убрать паруса, вывесить кранцы по бортам, разобрать кормовые швартовые концы, закрепить их за ближайшие к корме утки по бортам, собрать в бухты и обнести снаружи кормовых релингов (рис. 1). Включить питание якорной лебедки. Теперь на малом ходу (не более 2–3 узлов) войти в марину, держась правой стороны; |
5. Рекомендуется на малом ходу сделать круг по акватории, чтобы уяснить общую остановку: есть ли свободные для швартовки места, где находятся подходящие глубины, какого направления и силы ветер в марине. Так как дело происходит на Средиземном море в разгар сезона (мы так договорились), то, скорее всего большого выбора у вас не будет: повезло, если найдется несколько свободных мест – выбирайте, какое больше нравиться. Начинается швартовка. Расстановка людей: вы за штурвалом, один член вашего экипажа – на носу яхты, другой – на корме со швартовым концом. Крышка якорного ящика открыта и закреплена к носовым релингам; если яхта оборудована специальным кормовым кранцем – самое время его закрепить. Все остальные члены команды для страховки могут быть расставлены по бортам, но если вы все сделаете правильно, то работы им не будет. |
Тот, кто на носу (он называется «якорный»), должен быть готов включить по вашей команде якорную лебедку, чтобы отдать якорь, по команде остановить его и по команде же подобрать его. Матрос на корме должен быть готов по команде перепрыгнуть на берег и задать наветренный кормовой швартов за утку, кольцо или кнехт на берегу. Дальше все зависит от ваших действий и вашей оценки ситуации. Первое правило: не нервничать и не суетиться. На море все происходит достаточно медленно, и всегда есть возможность остановиться, отвернуть, дать реверс. Итак, начинаем заход на швартовку. Задача: встать кормой перпендикулярно к пирсу или понтону, выпустив примерно 4-5 глубин якорной цепи (если есть возможность, то 6–8), задать кормовые швартовы за кнехт или кольцо на пирсе. Заход должен быть как можно более пологим и длинным так, чтобы было время выровнять идущую кормой лодку. Как только лодка пошла кормой перпендикулярно к пирсу – против того места, где вы хотите встать – держите ее прямо, стоя лицом к корме. Дойдя до того места, где нужно отдать якорь, дайте команду вашему якорному: «якорь пошел!» Подойдя к пирсу на расстояние половины длины корпуса вашей яхты, дайте команду: «якорь стоп». Проверьте, стоит ли яхта на месте с включенным задним ходом. Если да, то 99% работы выполнено на «отлично». Если якорь «ползет» – все сначала, но теперь попробуйте отдать якорь дальше от пирса. Чем больше выпущено якорной цепи, тем под меньшим углом она идет относительно дна, тем лучше и надежнее держит якорь. |
Когда якорь взял, скомандуйте потихоньку отдавать якорную цепь, контролируя двигателем близость кормы к пирсу. За полметра до пирса остановите якорную цепь: член команды, стоящий на корме, переходит (или перепрыгивает) с борта на пирс, задает наветренный швартовый (рис. 2), возвращает его на борт и закрепляет на утку (рис. 3). Таким же образом задается подветренный швартовый, затем подтягивается якорная цепь – до натяжения. И, вот, лодка стоит, как вкопанная. Одно замечание: при сильном боковом ветре якорь кладется немного на наветренную сторону от перпендикуляра к пирсу. Осталось выключить дизель и спустить трап. |
Источник:
Комментариев нет:
Отправить комментарий