среда, 31 августа 2011 г.

Швартовка по-средиземноморски, и не только…


Как показывает опыт, много трудностей у яхтсменов-любителей вызывает швартовка. Этому есть несколько объективных причин:

– отправляясь в яхтенный круиз не более двух раз в год, каждый раз, как правило, получаешь новую яхту, к которой надо заново привыкать; 

– яхта имеет значительный вес и большую инерцию и, соответственно, не мгновенно реагирует на движения руля;
– яхта всегда подвержена действию внешних факторов, таких как ветер и течения, что нередко сильно затрудняет маневрирование на ограниченном пространстве, каким является яхтенные марины в разгар сезона; 

– интенсивное движение яхт, катеров, крупных судов в акватории порта также отнюдь не облегчает заход на швартовку; 

– психологический фактор: близость массивных каменных пирсов и других

яхт. Пройти вплотную к плавучему буйку на открытой воде и остановить яхту в полуметре от него несложно, но попробуйте проделать то же у бетонной стены причального пирса, когда справа стоит такая же лодка, как ваша, а слева – 30-ти метровая роскошная Feretti, да и зрителей на причале всегда хватает.

Итак, представьте реальную ситуацию – вы в Средиземноморье, на круизной парусной яхте 35–50 футов, ваш первый переход заканчивается, до марины примерно миля.


Идете под парусами. Перед швартовкой вы как шкипер должны в обязательном порядке проделать следующее:

1. Внимательно изучить по лоции схему и описание марины. Обратить внимание на глубины в акватории, на отмеченные в лоции участки пирса куда приставать нельзя (например, участки с глубиной меньшей, чем осадка вашей лодки, места швартовки местных лодок и катеров, причалы для крупных судов и т.д.);

2. Чтобы избежать неразберихи на борту, сберечь свои нервы и не устраивать бесплатного представления для береговой публики, вы должны четко проинструктировать каждого члена вашей команды, объяснить каждому его обязанности;

3. В непосредственной близости от входа в марину (300–500 метров), но не на судовом ходу, завести дизель и поставить его на холостой ход;

4. Убрать паруса, вывесить кранцы по бортам, разобрать кормовые швартовые концы, закрепить их за ближайшие к корме утки по бортам, собрать в бухты и обнести снаружи кормовых релингов (рис. 1). Включить питание якорной лебедки. Теперь на малом ходу (не более 2–3 узлов) войти в марину, держась правой стороны;


5. Рекомендуется на малом ходу сделать круг по акватории, чтобы уяснить общую остановку: есть ли свободные для швартовки места, где находятся подходящие глубины, какого направления и силы ветер в марине. Так как дело происходит на Средиземном море в разгар сезона (мы так договорились), то, скорее всего большого выбора у вас не будет: повезло, если найдется несколько свободных мест – выбирайте, какое больше нравиться.

Начинается швартовка. Расстановка людей: вы за штурвалом, один член вашего экипажа – на носу яхты, другой – на корме со швартовым концом. Крышка якорного ящика открыта и закреплена к носовым релингам; если яхта


 оборудована специальным кормовым кранцем – самое время его закрепить. Все остальные члены команды для страховки могут быть расставлены по бортам, но если вы все сделаете правильно, то работы им не будет.

Тот, кто на носу (он называется «якорный»), должен быть готов включить по вашей команде якорную лебедку, чтобы отдать якорь, по команде остановить его и по команде же подобрать его. Матрос на корме должен быть готов по команде перепрыгнуть на берег и задать наветренный кормовой швартов за утку, кольцо или кнехт на берегу.

 Дальше все зависит от ваших действий и вашей оценки ситуации. Первое правило: не нервничать и не суетиться. На море все происходит достаточно медленно, и всегда есть возможность остановиться, отвернуть, дать реверс.

 Итак, начинаем заход на швартовку. Задача: встать кормой перпендикулярно к пирсу или понтону, выпустив примерно 4-5 глубин якорной цепи (если есть возможность, то 6–8), задать кормовые швартовы за кнехт или кольцо на пирсе.

 Заход должен быть как можно более пологим и длинным так, чтобы было время выровнять идущую кормой лодку. Как только лодка пошла кормой перпендикулярно к пирсу – против того места, где вы хотите встать – держите ее прямо, стоя лицом к корме.

 Дойдя до того места, где нужно отдать якорь, дайте команду вашему якорному: «якорь пошел!» Подойдя к пирсу на расстояние половины длины корпуса вашей яхты, дайте команду: «якорь стоп».


Проверьте, стоит ли яхта на месте с включенным задним ходом. Если да, то 99% работы выполнено на «отлично». Если якорь «ползет» – все сначала, но теперь попробуйте отдать якорь дальше от пирса. Чем больше выпущено якорной цепи, тем под меньшим углом она идет относительно дна, тем лучше и надежнее держит якорь.






Когда якорь взял, скомандуйте потихоньку отдавать якорную цепь, контролируя двигателем близость кормы к пирсу. За полметра до пирса остановите якорную цепь: член команды, стоящий на корме, переходит (или перепрыгивает) с борта на пирс, задает наветренный швартовый (рис. 2), возвращает его на борт и закрепляет на утку (рис. 3).


 Таким же образом задается подветренный швартовый, затем подтягивается якорная цепь – до натяжения. И, вот, лодка стоит, как вкопанная.
Одно замечание: при сильном боковом ветре якорь кладется немного на наветренную сторону от перпендикуляра к пирсу.
Осталось выключить дизель и спустить трап.


Источник:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...