«Представляешь, вот это все мне нужно выучить наизусть, - Леонид Архипович показывает на объемную инструкцию пользования спутниковым навигатором, - а я же к компьютерам не приучен. Но раз есть такие новинки, буду и их постигать».
А тогда, в 40-50-е годы? Разве мог в то время босоногий мальчишка Ленька с черноморского острова Тендра, покорявший морскую стихию на отцовском суденышке, подумать, что когда-то люди создадут удивительные технологии. Что в далеком будущем дорогу можно будет искать не только по компасу, картам и звездам, но и доверившись выведенным на космическую орбиту спутникам. Нет, Ленька этого не знал. Море, ветер и паруса - ничего другого ему и не нужно было.
Любовь к яхтклубу, многочисленные регаты, а в 1986-м году и спуск на воду яхты, сделанной собственными руками - этого не могло не быть в жизни нашего героя. А в начале 90-х, «оттрубив» военную службу, Леонид Архипович пошел боцманом на легендарный учебный барк «Товарищ». «Мы тогда побродили по свету», - с ностальгией вспоминает моряк, описывая свои приключения.
Сейчас наш герой - человек известный на херсонской набережной. Капитан яхты «Тендра» Леонид Мордюк - вот уже более 10 лет сам себе работодатель. Совмещает приятное с полезным, и уже для клиентов устраивает прогулки под парусами.
- Яхте Вы дали имя своей малой Родины. Самые красочные впечатления детства?
- В довоенное и послевоенное время на Тендровской косе работал лобаз - комбинат по переработке рыбы. Туда свозили выловленную скумбрию, камбалу, осетра. Вспоминаю картину: стоит баржа с 900 тоннами соли, а женщины целыми днями разгружают ее. И на засолке, копчении тоже одни женщины трудились. А вот мужики - все бригадиры да командиры, знай, указы раздавали. Несправедливость...
- От шаланд в начале жизни до барка «Товарищ» уже в зрелом возрасте. Не интересуетесь сейчас судьбой легендарного судна?
- Для меня это больная тема. Знакомые, побывавшие в Германии, говорят, что «Товарищ» стоит на ремонте. На том же гамбургском заводе, на котором и строился. Может быть, мои сведения и не точные, но барку вернули его первоначальное название «Горх Фок» - по имени германского писателя-мариниста. Немцы давно охотились за своим судном. Построенный в 33-м году взамен погибшей «Ниобеи» и отданный после войны Советскому Союзу, этот барк для немцев - реликвия.
- А судьба херсонского яхтклуба?
- Опять задели за живое. Парусный спорт в Херсоне держится практически на голом энтузиазме. Яхтклуба как такового нет. Осталась лишь территория. К тому же раньше практически при каждом заводе секции были, а сейчас... Радует, что в тяжелых условиях парусный спорт среди детей и молодежи развивает детская спортивная школа. Хочу сказать огромное спасибо Александру Блюмеру, Игорю Салибееву, Дмитрию Логвиненко и всем тем, кто поддерживает подрастающее поколение.
- Вот уже почти десять лет, как вы катаете людей. Меняется ли клиент?
- Народ стал богаче. Я поначалу в Ялте работал и в основном москвичей «с цепями» катал. В то время «крестьян» у меня не было. А сейчас и обыкновенный водитель, и строитель - уже не редкость. Молодежи много. Встречаются, конечно, пьяные нахалы. Но в основном люди неплохие. Вот за последнее время на моей памяти уже три коллектива молодежи очень хорошо пели... Гимн Украины. Причем практически хором пели и слова знали. Мне даже стыдно стало, что я в тексте не силен...
- Яхта - довольно дорогое и хлопотное удовольствие. Сами справляетесь?
- Деньги, заработанные на прокате, к весне в основном заканчиваются. Много уходит на содержание и ремонт судна. Один редуктор поменять - уже 700 евро. Паруса тоже не вечные. Экипажа у меня нет, все делаю сам. В свой 71-й год на мачту, например, с легкостью взбираюсь. Утром каждый день делаю зарядку. Мне 40-50 раз присесть - что с горы прокатиться.
- Богатенькие бизнесмены не пытались купить «Тендру»?
- Пытались. Но: я ее не покупал - я ее и не продам, даже за любые деньги. Ну, представим, что я остался без «Тендры». Что дальше? Это как птице подрезать крылья, так и у меня забрать паруса. Без яхты я бы, наверное, стал дряхлым стариком. А так у меня мозг всегда в напряжении и тело не слабнет.
В финале нашего разговора Леонид Архипович поделился планами. В конце августа он в одиночку собирается на весельной лодке обойти Кинбурнскую, Тендровскую косу, выйти в море и дойти до Хорлов. Капитан говорит, что в веслах тоже своя романтика. Вот такой он, наш неугомонный земляк, который всегда и при любых обстоятельствах все равно возвратится к парусам.
Алена Веруш
А тогда, в 40-50-е годы? Разве мог в то время босоногий мальчишка Ленька с черноморского острова Тендра, покорявший морскую стихию на отцовском суденышке, подумать, что когда-то люди создадут удивительные технологии. Что в далеком будущем дорогу можно будет искать не только по компасу, картам и звездам, но и доверившись выведенным на космическую орбиту спутникам. Нет, Ленька этого не знал. Море, ветер и паруса - ничего другого ему и не нужно было.
Любовь к яхтклубу, многочисленные регаты, а в 1986-м году и спуск на воду яхты, сделанной собственными руками - этого не могло не быть в жизни нашего героя. А в начале 90-х, «оттрубив» военную службу, Леонид Архипович пошел боцманом на легендарный учебный барк «Товарищ». «Мы тогда побродили по свету», - с ностальгией вспоминает моряк, описывая свои приключения.
Сейчас наш герой - человек известный на херсонской набережной. Капитан яхты «Тендра» Леонид Мордюк - вот уже более 10 лет сам себе работодатель. Совмещает приятное с полезным, и уже для клиентов устраивает прогулки под парусами.
- Яхте Вы дали имя своей малой Родины. Самые красочные впечатления детства?
- В довоенное и послевоенное время на Тендровской косе работал лобаз - комбинат по переработке рыбы. Туда свозили выловленную скумбрию, камбалу, осетра. Вспоминаю картину: стоит баржа с 900 тоннами соли, а женщины целыми днями разгружают ее. И на засолке, копчении тоже одни женщины трудились. А вот мужики - все бригадиры да командиры, знай, указы раздавали. Несправедливость...
- От шаланд в начале жизни до барка «Товарищ» уже в зрелом возрасте. Не интересуетесь сейчас судьбой легендарного судна?
- Для меня это больная тема. Знакомые, побывавшие в Германии, говорят, что «Товарищ» стоит на ремонте. На том же гамбургском заводе, на котором и строился. Может быть, мои сведения и не точные, но барку вернули его первоначальное название «Горх Фок» - по имени германского писателя-мариниста. Немцы давно охотились за своим судном. Построенный в 33-м году взамен погибшей «Ниобеи» и отданный после войны Советскому Союзу, этот барк для немцев - реликвия.
- А судьба херсонского яхтклуба?
- Опять задели за живое. Парусный спорт в Херсоне держится практически на голом энтузиазме. Яхтклуба как такового нет. Осталась лишь территория. К тому же раньше практически при каждом заводе секции были, а сейчас... Радует, что в тяжелых условиях парусный спорт среди детей и молодежи развивает детская спортивная школа. Хочу сказать огромное спасибо Александру Блюмеру, Игорю Салибееву, Дмитрию Логвиненко и всем тем, кто поддерживает подрастающее поколение.
- Вот уже почти десять лет, как вы катаете людей. Меняется ли клиент?
- Народ стал богаче. Я поначалу в Ялте работал и в основном москвичей «с цепями» катал. В то время «крестьян» у меня не было. А сейчас и обыкновенный водитель, и строитель - уже не редкость. Молодежи много. Встречаются, конечно, пьяные нахалы. Но в основном люди неплохие. Вот за последнее время на моей памяти уже три коллектива молодежи очень хорошо пели... Гимн Украины. Причем практически хором пели и слова знали. Мне даже стыдно стало, что я в тексте не силен...
- Яхта - довольно дорогое и хлопотное удовольствие. Сами справляетесь?
- Деньги, заработанные на прокате, к весне в основном заканчиваются. Много уходит на содержание и ремонт судна. Один редуктор поменять - уже 700 евро. Паруса тоже не вечные. Экипажа у меня нет, все делаю сам. В свой 71-й год на мачту, например, с легкостью взбираюсь. Утром каждый день делаю зарядку. Мне 40-50 раз присесть - что с горы прокатиться.
- Богатенькие бизнесмены не пытались купить «Тендру»?
- Пытались. Но: я ее не покупал - я ее и не продам, даже за любые деньги. Ну, представим, что я остался без «Тендры». Что дальше? Это как птице подрезать крылья, так и у меня забрать паруса. Без яхты я бы, наверное, стал дряхлым стариком. А так у меня мозг всегда в напряжении и тело не слабнет.
В финале нашего разговора Леонид Архипович поделился планами. В конце августа он в одиночку собирается на весельной лодке обойти Кинбурнскую, Тендровскую косу, выйти в море и дойти до Хорлов. Капитан говорит, что в веслах тоже своя романтика. Вот такой он, наш неугомонный земляк, который всегда и при любых обстоятельствах все равно возвратится к парусам.
Алена Веруш
Уважаемый Леонид Архипович,здравствуйте. Я длительное время служил на Тендре. Интересуюсь её историей. Не могли бы Вы поделиться своими воспоминаниями о своих детских воспоминаниях об этом месте? С уважением Валентин.
ОтветитьУдалитьДорогой Леонид Архипович, здравствуйте! Рада была натолкнуться на статью о вас! Я её отошлю своим друзьям, с которыми летом мы были бы счастливы "пройтись" под вашими парусами. До встречи на Набережной! Ольга (из Москвы)
ОтветитьУдалитьУважаемые Дамы и Господа, хочу Вас уведомить что Вы допускаете ошибку! Я не Леонид Архипович. Я просто блоггер который о нем пост. Источником послужила заметка в местной газете. Мне понравился человек и я о нем рассказал. Как теперь Ваши комментарии прочитает Леонид Архипович я не знаю, разве что случайно?
ОтветитьУдалить