суббота, 2 апреля 2011 г.

Колин Арчер - национальный герой Норвегии.



Колин Арчер  известен не только в Норвегии, но и за её пределами. В первую очередь он известен тем, что спроектировал и построил корабль «Фрам» по заказу Фритьофа Нансена, на котором он совершил свое знаменитое путешествие. Делом его жизни была разработка аварийно-спасательных лодок. За всю жизнь «Мастер Арчер» построил более 200 кораблей, среди них 14 спасательных лодок , 70 прогулочных и 60 лоцманских катеров, 4 больших корабля, в числе которых "Fram”. Даже после смерти Арчера строительство кораблей по его чертежам продолжилось как на его родине, так и в других странах мира.
Биография.
Семья Арчера была родом из Шотландии, где им принадлежала лесопромышленная компания "Charles Archer & Son", дела которой шли не очень хорошо. В 1825 году семья с детьми переехала в Ларвик, в надежде начать бизнес сначала. В 1862 году семья Арчеров купила Tolleroden, одно из старейших зданий в Ларвике, живописно расположенное на берегуфьорда.



Колин Арчер родился 22 июля 1832 года. Он был одним из младших детей в семье. Tolleroden был прекрасным местом для ребенка, там можно было развлекаться как угодно, особенно расположение дома способствовало занятия плаванием и парусным спортом. С 1842 по 1849 год он учился в школе, где показывал отличные результаты в математике.  В это время его дядя, обосновался в Австралии, неподалеку от Сиднея.


Родители старались дать всем своим сыновьям образование, полезное для дальнейшей жизни. Так, в 1837 году Колин начал  обучение искусству плотника на верфи в Юрдфаллене. Но все это время он мечтал о возможности уплыть в Австралию. Он работал там 18 месяцев, а по вечерам посещал вечернюю школу.


В 1869 году Арчер женился на Карен Софии Виборг. У них были 2 дочери – Джулия и Мэри. Карен София умерла в 1908, и тогда Арчер решил посвятить всю свою жизнь кораблям. В январе 1921 года он был удостоен звания почетного члена Службы Спасения. 8 февраля 1921 года Колин Арчер скончался в Tollerodden в возрасте 89 лет. Он был похоронен там же на фамильном кладбище.

Австралия.
Вскоре после своего 18-летия на корабле Колин отправляется в Панаму. Это была драматическая поездка.  Сначала корабль попал в шторм и был прибит обратно к берегам Норвегии, однако путешествие продолжилось. По пути к Панаме выяснилось, что запасов воды и продовольствия не хватает, а на корабле вспыхнула болезнь. Колин достиг берегов Панамы в ужасном состоянии.



А так как в те времена, не было канала, позволяющего попасть в Тихий океан, команде пришлось преодолевать этот путь пешком. Оттуда он направился в Калифорнию, где один из его братьев искал золото, потом на Гавайи, где у другого брата были табачные плантации. И лишь в 1852 году он добрался до берегов Австралии. В 1848 году братья основали ферму Eidsvoll. Понемногу поселение росло, а сейчас этот город отмечен на любой карте Австралии.


 На этом Колин и его брат Чарльз не остановились – они пробирались вглубь страны для ее исследования. Их поиски увенчались успехом – они нашли прекрасную долину, по дну корой бежала небольшая река. Братья основали другое поселение здесь.  После этой недолгой поездки  братья решили вернуться домой, а Колин занимался фермой в течение 5 лет. В 1861 году он решил вернуться домой.  Свою задачу в Австралии он выполним, теперь перед ним стояли другие цели.


Кораблестроитель.
Вернувшись домой, Арчер стал богатым человеком – тяжелый труд в Австралии принес плоды. И он уже знал, куда вложит свои деньги. Однако он прекрасно понимал, что у него не хватает практических и теоретических знаний по кораблестроению. Поэтому первое, что он сделал – купил огромное количество книг, чтобы пополнить свои знания.
 Особенно Арчера интересовала тема взаимозависимости между формой судна и скоростью, которую оно было способна развить.  Он кропотливо изучал литературу. И в середине 1860х годов он решил испробовать теорию на практике. Первый корабль был готов в 1867 году и получил имя "Maggie".  Это было шотландское рыболовное судно, построенное по собственным разработкам Арчера. В том же году он попросил разрешения у властей на строительство верфи.

Лоцманские шлюпки.
По обеим сторонам при выходе из Ларвиксфьорда издавна существовали 2 лоцманские станции. Возможно, это привлекло внимание Арчера к этим кораблям. Лоцманские шлюпки оставались неизменными на протяжении многих лет, до 1800 года. Капитан Петер Норден Селлинг обратил внимание на высокий уровень аварий и кораблекрушений среди лоцманских судов, стало ясно, что нужна модернизация.



 Изучив лоцманские палубные корабли в Англии, он создал свой вариант, приспособленный к норвежским условиям. Ему был выделены средства на строительство 3 таких кораблей. Это были палубные корабли длиной от 9 до 11 метров.Колин Арчер продолжил дело капитана Селлинга, за  период 1883-1886 годов он построил 7 лоцманских шлюпок. До 1906 года он не использовал моторы.


Прогулочные яхты.
Чаще всего имя Колина Арчера упоминается в связи с лоцманскими и спасательными судами. Но с 1875 по 1905 годы он построил более 60 прогулочных кораблей.  Многие из них блестяще показали себя на регатах. Многие прогулочные судна были построены по его чертежам заграницей.


 Первая прогулочная яхта была построена Арчером  в 1875 году и носила имя "Havskum". В этом же году был построен корабль "Marina". В это время Арчер получил признание – у него была куча заказов от частных лиц и крупных компаний, а на регате, проходившей в Арендале, первые 4 места заняли яхты, сконструированные Арчером.


Спасательные лодки.
Норвегия была одной из последних европейский стран, где появилась служба спасения. Первые спасательные станции на берегу появились только в 1854 году. С 1845 по 1860 годы в стране проживало около 1.5 миллионов человек, за этот период около 1000 внезапно погибли. Из них 750 утонули. Это была ужасающая статистика, это обеспокоило многих людей в стране. Оскар Тибринг работал в спасательной службе и в марте 1873 года он обратился к Арчеру с просьбой заняться строительством спасательных шлюпок. Но средств на строительство у него не было…

В феврале 1892 в бухте Langesund разразилась буря. Погибли около 12 человек, тогда Колин Арчер решил построить спасательную лодку по подобию своих лоцманских судов. Первая лодка была построена  в Porsgrunn осенью 1893 года, она получила название “Langesund” и начала свою работу  в акватории Лангесундфьорда в январе 1893 года.

 
В августе 1893 года был спущен на воду спасательный катер, получивший имя “Colin Archer” и номер R/S Nr. 1.  Корабль получил свое боевое крещение во время урагана в губернии Финнмарк, когда были спасены 36 человек.

 
В сентябре 1897 году появился новый тип спасательных лодок, R/S Nr. 12. Эта новая модель называлась  «Svolvær».  В 1930 году Арчер сконструировал первую моторную лодку, которая получила название "Andreas Aarø".


Большие корабли.
Колин Арчер занимался проектировкой и строительством больших кораблей. В его дневнике указано, что он сконструировал 12 кораблей, а построил 4  на верфи в Ларвике. Самым известным из них является “Fram”, он был спущен на воду 26 октября 1892 года. Он был построен специальным образом,  из особо прочных материалов.


Colin Archer Memorial Race.
И сегодня имя Колина Арчера остается известным. Colin Archer Memorial Race - международная регата, посвящённая памяти Колина Арчера. Проводится раз в два года, маршрут гонки проходит по Северному морю от нидерландского Лауверсога до норвежского Ларвика. Протяжённость рейса по генеральному курсу составляет около 365 морских миль. Прохождение дистанции в зависимости от погодных условий в среднем занимает от 3 до 5 суток.
Материал подготовила: Ольга Калюга


                                 Лайф бот Колина Арчера.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...