Первый компьютер появился в редакции в середине 90-х — когда после «кризисного» перерыва было решено возобновить издание журнала. Сейчас этот аппарат с 486-м процессором способен разве что вызвать ностальгическую улыбку (равно как и мобильники размером с кирпич, которыми щеголяли тогдашние нувориши), но в те времена он произвел в нашем деле самую настоящую революцию.
Долой ленты гранок, кипы бумажных «простыней» и бензиновую вонь резинового клея! Журнальные полосы перекочевали на экран монитора, а клацанье ножниц сменило тихое пощелкивание «мыши».
Хочется скадрировать картинку, сделать ее покрупнее или поменьше? Нет проблем. Немного не влезает текст, и внизу полосы повис так называемый «хвост»? Не беда – уменьшим размер шрифта на невидимый глазу процент или сделаем буквы слегка поуже. Заголовок нужен не синий, а красный, да еще готическим шрифтом? Всегда пожалуйста! Правда, последнюю фразу доводится услышать далеко не всегда.
Да, компьютерная верстка подарила нашему «дизайнерскому цеху» поистине безграничные возможности, но задача художников и верстальщиков легче не стала – прежде всего из-за бесконечного разнообразия возможных оформительских решений, из которого надо, естественно, выбрать лишь одно. Творцы текстов по-прежнему нависают над головами наших «рембрандтов и рубенсов», пытаясь давать советы и навязать собственные представления о верстке своих материалов.
И вместо того, чтобы попросту послать приставалу куда подальше, главный художник «КиЯ» Эдуард Бубович, как и встарь, предпочитает использовать эвфемизмы – от умиротворяющего «Ты видел, как течет река?» до многозначительно-безапелляционного «Я так вижу!».
Но что самое главное – компьютерные технологии наконец-то позволили делать журнал от начала до конца исключительно в редакционных стенах, своими силами. В типографию отправляется уже готовый продукт, который можно сразу «ставить на машину», как выражаются печатники.
Вначале это были прозрачные пленки цветоделения, распечатанные на лазерном принтере, но вскоре мы перешли на полностью электронную форму передачи материалов. Вместе с переходом на компьютерную верстку остро встал вопрос с выбором типографии, способной реализовать задумки наших дизайнеров.
Увы, российские печатники не могли в полной мере сделать журнал таким, каким мы видели его на экране монитора, особенно при довольно большом тираже. Долго ли, коротко ли, но уже в 90-х «КиЯ» стал печататься в финской типографии «Scan Web», с которой мы тесно сотрудничаем и поныне.
Устраивало все – и высокое качество печати, и местоположение (городок Куовола отделяет от Питера примерно такое же расстояние, что и Великий Новгород), и полное отсутствие языкового барьера: практически все руководство типографии – выходцы из России. Цена, конечно, оказалась повыше отечественной, тем более с учетом «растаможки», но за качество надо платить!
Менеджер по экспорту «ScanWeb» Мария Хайми как-то рассказала нам анекдотическую историю из своего петрозаводского прошлого еще советских времен – в город на Онеге прибыла делегация финских бизнесменов, и экскурсовод с гордостью продемонстрировала им городскую Доску почета. На вопрос: «Кто это такие?» последовал ответ: «Это те, кто хорошо работает». «Так мало – всего двенадцать человек?» – флегматично удивились финны. Но это так, к слову.
Печатное дело лишь со стороны выглядит простым, и здесь до сих пор высоко влияние так называемого «человеческого фактора». Такие качества финского характера, как усидчивость, скрупулезность и воспитанное на протяжении поколений уважение к правилам и инструкциям тут только к месту.
Но в современной полиграфии очень и очень многое зависит от того, какая используется техника и какие применяются технологии. В этом смысле «ScanWeb» тоже на высоте. Здесь не только регулярно закупают новые, более совершенные печатные машины – инженеры и компьютерщики типографии могут похвастать собственными разработками и «ноу-хау».
Взять, к примеру, разработанную своими силами автоматическую систему передачи материалов «ScanFlow», которая исключает участие операторов типографии в процессе приемки и обработки материалов заказчиков, и тем самым позволяет им быть полностью независимыми и передавать материалы тогда, когда им только вздумается.
Некогда специалист по предпечатной подготовке «КиЯ» Александр Фрумкин отправлялся в Куоволу, прихватив с собой в поезд несколько компакт-дисков или магнитооптических дискет (если кто сейчас вспомнит, существовал некогда такой носитель), и пару раз вызвал подозрения у бдительных таможенников: а вдруг на дисках не файлы с журналом, а «советского завода план»?
С ностальгической улыбкой вспоминаем и первую попытку передать журнал в типографию по электронной почте, предпринятую на закате прошлого века – процесс, тянувшийся с девяти вечера до шести утра, нельзя было назвать особо увлекательным, если бы не традиционное для друзей -компьютерщиков пиво и сражения в «бродилки - стрелялки» по сети.
Теперь, при наличии системы «ScanFlow» (и куда более мощной электроники в «КиЯ») – это вполне рутинное дело. Из редакции быстро и незаметно передаются сверстанные полосы; в ответ на наш сервер столь же мерно поступают «контрольки» журнальных страниц в формате JPEG, которые при желании можно посмотреть даже из дома.
Серьезные изменения претерпел за последние годы и сам процесс печати – прежде всего, что касается контроля качества. Следить за вылетающими из машины отпечатанными листами «невооруженным глазом» по большому счету бессмысленно – глаз «замыливается», и отследить изменения цвета или насыщенности трудно.
Не так давно в типографии применялись ручные цветоанализаторы, при помощи которых листы выборочно сравнивались с утвержденным эталоном. Теперь же «КиЯ» печатается на новейшей ротационной машине «Heidelberg М600», снабженной аппаратно-программной системой автоматического контроля и коррекции основных печатных параметров «QuadTech/System Brunner».
Машина сама следит за цветом и насыщенностью печатаемых листов и сразу вносит необходимые коррективы, что позволяет избежать появления слишком бледных или «пережаренных» экземпляров. Кроме того, представители изданий и работники типографии могут видеть на специальных больших мониторах системы «Kodak PressProof», каким образом должны выглядеть полосы и целые листы при идеальной печати.
Кстати, «ScanWeb» первой в Финляндии (а не исключено, что и в Европе) внедрила эту систему не только для листовых, но и ротационных машин. Однако все это не мешает печатнику время от времени вооружаться сильной лупой и лично росматривать часть готовых листов, дабы убедиться, что цвета не «сдвинулись» или что на алюминиевой печатной форме нет банальной царапины.
— Мы постоянно держим руку на пульсе, – говорит один из главных технических специалистов «ScanWeb» Алексей Резник. – Весь программный комплекс по обработке материалов все время обновляется по мере того, как производители разрабатывают и выпускают новые программные инструменты.
Однако перед установкой в типографии мы обязательно проводим их детальное тестирование и никогда не используем того, в работе чего не до конца уверены.
Возможно, что когда наступит пора очередного юбилея «КиЯ», этот рассказ вызовет такие же ностальгические улыбки, что и первый редакционный «486-й».
Технический прогресс не стоит на месте, и журнал в меру сил старается за ним поспевать. Главная же наша задача остается прежней – сегда снабжать читателей свежей, полной и объективной информацией о жизни на воде у нас и за рубежом. Надеемся, что то нам до сих пор удавалось и будет удаваться впредь.
Источник: «Катера и Яхты», №213.
Комментариев нет:
Отправить комментарий