По своим параметрам и возможностям нынешнее электронное оборудование для маломерных судов на голову превосходит все, что имели на вооружении суда дальнего плавания еще лет тридцать-сорок тому назад.
Карт-плоттер с приемоиндикатором спутниковой навигационной системы почти мгновенно выдает наглядные результаты, отражая координаты, курс, скорость и т.д. Но в этой бочке меда присутствует ложка дегтя.
И не зря даже самый простенький GPS-приемник сразу после включения выдает на экран предупреждение, общий смысл которого сводится к тому, что полностью доверять его данным не стоит. Да, подобный прибор – хороший помощник, но уходящие в глубь веков традиционные методы навигации все же рано списывать со счета.
«Рано или поздно, под старость или в расцвете лет, Несбывшееся поманит вас». А, поскольку, по Грину, сверкает «Несбывшееся» над гаванью, вы засобираетесь в море. Или просто начнется очередная навигация, приблизится отпуск и более или менее дальние походы.
Наблюдения показывают, что количество миль, пройденных за навигацию, бывает обратно пропорционально длине лодки, и капитаны небольших (иногда самодельных) катеров и мотолодок совершают достаточно долгие и сложные плавания.
Традиционно большое внимание совершенствованию штурманских навыков уделяли яхтсмены-парусники, совершавшие на своих неторопливых, но порой стесненных осадкой «крейсерах» плавания разной степени сложности.
В то же время продолжительность плаваний водномоторников обычно определялась емкостью бачка подвесного мотора, что позволяло оценить свое местонахождение просто «выпуклым военно-морским глазом». Но сегодня в России быстро растет число небольших моторных судов, скорость и автономность которых выводит плавание выходного дня в разряд крейсерских.
Учитывая вышесказанное, вспомним минимально необходимый набор знаний, инструментов и навыков по их применению, которые позволят нам управлять нашим катером, используя накопленный веками опыт, и меньше зависеть от летающих неизвестно где спутников.
И, наконец, стоит ли превращать управление своим судном в управление кружком или крестиком на дисплее? Не лишайте себя радости стать рядом с Колумбом и Магелланом, демонстрируя и совершенствуя свои навыки навигатора.
Не будем углубляться в терминологические споры по поводу того, что есть катер и что – моторная яхта, эта граница условна. Отметим специфичность условий управления катером или небольшой моторной яхтой. Это качка, достаточно высокая скорость и ограниченность пространства на борту, обусловленного тесноватой рубкой или просто открытым кокпитом.
А кто говорил, что будет легко? Кстати, «Золотая лань» сэра Френсиса Дрейка, на которой он совершил кругосветное плавание, пройдя между Огненной землей и Антарктидой, совершил дерзкий рейд вдоль всего Тихоокеанского побережья Южной Америки и победил во многих «морских боях», была парусником длиной, по разным данным, всего лишь 18–20 м по ватерлинии.
Так что условия для работы штурмана при шторме у мыса Горн на «Золотой лани» были не мягче, чем на вашем катере. Последствия навигационной ошибки для круизного лайнера могут поражать материальными и человеческими потерями.
Однако рискну предположить, что потеря вашей лодки (не будем говорить о возможных трагических происшествиях с участием близких) произведет на вас не менее сильное впечатление, чем посадка на мель супертанкера на другом конце Земли.
Что же предлагают тысячелетний опыт, сложивший «хорошую морскую практику», и современная техника для обеспечения безопасности мореплавания?
Очевидно, что это прежде всего постоянный контроль за безопасностью своего места на поверхности воды и безопасности курса, которым мы следуем. Рассмотрим возможности решения этой задачи применительно к сравнительно небольшим катерам и моторным лодкам, капитанами которых чаще всего бывают их владельцы.
Начнем с конца – с приборов, внедрившихся в практику судовождения в последние десятилетия и кое для кого поставивших под вопрос необходимость штурманских знаний.
Предком современных радиоэлектронных приборов для судовождения можно считать радиопеленгатор, созданный в 1912 г. Измеряя с его помощью направление на специальные радиомаяки и проложив на карте эти направления, на их пересечении штурман получал точку, в которой находится его судно, говоря по-морскому – «свое место».
Аппаратура для определения местоположения судна по береговым радионавигационным системам совершенствовалась, точность и дальность определения возрастали, однако только появление искусственных спутников Земли открыло принципиально новые возможности для судовождения.
Принимая сигналы спутников с орбиты, судовой приемоиндикатор почти мгновенно и с высокой точностью вычисляет свои координаты независимо от времени суток и погоды. Первой спутниковой системой навигации (ССН) стала американская «Транзит», работающая с 1964 г.
Сегодня, кроме глобальной системы позиционирования GPS NAVSTAR, широкодоступной становится российская ГЛОНАСС, на подходе европейская «Galileo», еще раньше планирует ввести в эксплуатацию свою ССН Китай.
Мы уже упоминали, что навигационная электроника, доступная сейчас владельцам даже самых компактных мотолодок, на порядок превосходит своими возможностями средства, доступные штурманам крупных торговых судов несколько десятилетий тому назад.
Но размеры судна (а, чаще всего, кошелька владельца) могут ограничивать применимость всех этих технических достижений. Кроме того, для любой техники характерны пропадания контакта там, где он должен быть, и возникновение его там, где он не нужен.
Существуют также зависимость спутниковой навигационной электроаппаратуры от энергоснабжения, необъяснимые глюки и зависания и, в принципе, зависимость от всяких там солнечных бурь и «Бурь в пустыне».
Поэтому, когда мы включаем карт-плоттер, на его экране высвечивается напоминание, что электронные карты, точные и надежные, не предназначены для замещения официальных (т. е. бумажных) карт, которые должны оставаться основным источником информации по всем вопросам, связанным с обеспечением безопасности мореплавания.
Евгений Курганов.
Источник: «Катера и Яхты», №214.
Комментариев нет:
Отправить комментарий