воскресенье, 31 июля 2011 г.

Английский писатель - маринист Джозеф Конрад.

 Известный английский писатель Джозеф Конрад (Теодор Юзеф Конрад Коженевский) опубликовал свое первое произведение уже зрелым, тридцативосьмилетним человеком, пройдя большую и нелегкую школу жизни.


Родился он 6 декабря 1857 года в Бердичеве в семье польского дворянина Аполлона Коженевского. За участие в подготовке восстания 1863 года Аполлон Коженевский с семьей был выслан в Россию; детские годы Конрада протекали в Вологде и на Украине. Рано потеряв родителей, Джозеф Конрад остается на попечении своего дяди Тадеуша Бобровского, брата матери.



Он определяет Конрада в краковскую гимназию, а затем отправляет его учиться во Львов. В 1874 году семнадцатилетний Конрад, решив наконец осуществить свою сокровенную мечту — стать моряком, бросает учение и уезжает во Францию, в Марсель. Так он навсегда отрывается от Польши, ненадолго посетив ее в дальнейшем лишь два раза, в 1890 и 1914 годах.



Прожив в Марселе три с половиной года и освоив морское дело, Конрад в 1878 году нанимается матросом на корабль и отправляется в Англию. «Я приплыл туда, — рассказывает писатель, — не зная ни слова по-английски. Учиться читать по-английски я начал по газете «Стандард», а впервые услышал английскую речь от рыбаков, моряков и судовладельцев восточного побережья». Так началось знакомство Конрада с английским языком, великолепным мастером которого он впоследствии стал.

В Англии он поступил на морскую службу, плавал на торговых парусниках и пароходах. Через восемь лет, сдав экзамен, Конрад получает звание капитана и принимает английское гражданство. За пятнадцать лет службы на море он проделал немало рейсов в Индию и Австралию, к Малайскому архипелагу и в Африку, огибал мыс Горн.


 Бороздя моря и океаны, этот сдержанный, немногословный капитан, ни с кем не делясь своими планами, начинает писать. К 1894 году, когда из-за жестгкой тропической лихорадки Конраду пришлось оставить службу, у него был готов целый роман, хотя до этого он почти «ничего не писал, кроме писем». Поселившись в Англии, он выпускает книгу за книгой.

 Море — то самое море, которое польский мальчик Юзеф впервые увидел в Одессе, когда его привозил туда дядя Тадеуш в 1866 году, — стало пожизненной любовью Конрада; оно же вскормило его литературное творчество. Он воспевал беспредельные морские просторы, был подлинным поэтом моря, подобно Генри Мельвилу и Джеку Лондону, Роберту Луису Стивенсону и Константину Станюковичу.



Джозеф Конрад выступил в английской литературе как романтик, как писатель, противопоставивший буржуазной действительности мир своих, подвластных его творческой фантазии, героев. Как романтик, он наделил их исключительной напряженностью чувств и переживаний.

 Большинство сюжетов новелл и романов Конрада развертывается на море, в дальних портах и плаваниях. Нарисованные им картины словно подернуты волшебной, мерцающей дымкой, хотя почти всякому приключению или персонажу конрадовских книг биографы писателя находят более или менее точные фактические первоосновы и прообразы.

 В произведениях Конрада читатель сталкивается с чрезвычайно своеобразным сплавом традиционной морской романтики и серьезнейших морально-этических и социальных исканий выдающегося психолога. Джозеф Конрад чаще всего ведет своих героев на простор океанов, в тропические страны, на заросшие джунглями дикие острова, рисует людей, не знающих и не желающих знать покоя, влюбленных в свой труд, чуждых стяжательству, чутких к зову товарищеской солидарности.

 Светлая романтическая мечта о подвиге, чувство долга зачастую пронизывают все существование конрадовских героев, определяют каждый их поступок. Джозеф Конрад выдающийся стилист. У него был свой, самобытный и неповторимый художнический почерк. В его описаниях природы по-особому сочетается живописная изощренность импрессиониста с мужественной зоркостью профессионала-морехода.

 Необыкновенна и композиция его произведений: она нередко сложна, разветвлена. Конрад часто разворачивает сюжет, освещая его одновременно с нескольких аспектов, передавая устами многих рассказчиков. Все эти приемы служат писателю для того, чтобы как можно глубже психологически раскрыть ту или иную коллизию, чтобы «схватить предмет с самой трудной его стороны».

Н. БАННИКОВ.
По материалам сайта   
Джозеф Конрад
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...