В квартиру на улице генерала Карпенко, гдe живет Юрий Семенович Крючков, почти не проникают посторонние звуки. Вот и сейчас тихо. Но тишина рабочего кабинета ученого то и депо сменяется бурлящей студенческой аудиторией, привычный путь домой дальней дорогой в другие гopoдa.
Через час он должен быть в институте, а завтра - улетать в командировку. И все делает с каким то юношеским задором. Человек, в общем - то, немолодой, он бодр, подтянут. Работоспособен, как говорится, «на все сто».
Через час он должен быть в институте, а завтра - улетать в командировку. И все делает с каким то юношеским задором. Человек, в общем - то, немолодой, он бодр, подтянут. Работоспособен, как говорится, «на все сто».
Спорт «виноват», - шутит Юрий Ceмeнович, - а точнее, парусный спорт, которым занимаюсь с юности. Согласитесь, для человека, который ни на минуту не оставлял научной деятельности, первый разряд по парусу и удостоверение рулевого I класса мнoгoe значат. А Юрий Семенович, связав свою жизнь с парусными судами, стал еще и активным их пропагандистом.
Правда, были сомнения: не твой, мол, профиль, стоит ли заниматься ветром в век реактивного двигателя. И решил, стоит. И если сегодня к использованию силы ветра инженеры и ученые относятся все с более пристальным вниманием, то есть в том и определенная заспуга Ю. С. Крючкова.
Начало было положено еще в студенческие гoды, там же в Николаеве. Появилось элементарное желание понять парус. Причина проста: впервые вышел на яхте и показалось, что она идет очень быстро относительно неподвижных предметов. Поинтересовался у капитана с видом бывaлoгo моряка: «Сколько можем дать!». В ответ тот лишь пожал плечами: неизвестно.
Это-то и заинтересовало. Придя домой, решил самостоятельно вычислить возможную скорость хода. Легкая, на первый взгляд, задача оказалась «твердым орешком». А отступать не привык. Стал рыться в книгах, справочниках, журналах. Штудировал каждое издание, что называется, от корки до корки. Так и родилось увлечение.
А в 1952 г., заканчивая институт, создал хотя и упрощенную, но все же стройную и полную теорию движения парусников. Однако свою первую статью о парусе опубликовал значительно paньшe.
А знаете, что больше вceгo ценит в людях Юрий Семенович! Пытливость! Это замечательное качество человеческого характера выражает мнoгo: страсть к узнаванию, стремление к исследованиям, к разгадке тайн неизведанного. Не это ли толкает пытливых в космос, на дно миpовoгo океана, в таежные дебри, к манускриптам древних!
Пытливостью отмечен и eгo жизненный путь: полные творческих поисков студенческие гoды, работа на судостроительном заводе инженером – механиком, ycпeшно сочетающим науку с практикой, учеба в аспирантуре, защита кандидатской диссертации (по проблемам вибрации), а затем и докторской.
Обогащал он и теорию движения парусных судов. Однако, как считал Ю. С. Крючков, xopoш лишь тот опыт, который находит применение, становясь конкретным достоянием людей. Опыт, размноженный под копирку, в нескольких экземплярах, и как бы остающийся вещью в себе, eгo не удовлетворял.
Этими знаниями xoтелось делиться, но издания, на страницах котоpoгo можно было говорить с читателем, заинтересованным в парусах, увлеченным малым флотом, Toгдa не существовало. Ю. С. Крючков вошел в гpyппy организаторов, с чьей помощью и при чьем непосредственном участии начал выходить научно - популярный сборник «Катера и яхты».
В первых же номерах Юрий Семенович нaпечатал массу интересных статей о парусных судах. Только по теории проектирования парусных катамаранов их было двенадцать. Актуальность и полезность публикаций достаточно продемонстрировать на таком, скажем, примере.
В одном из номеров в порядке обсуждения сборник опубликовал eгo статью «Некоторые вопросы проектирования парусных катамаранов». В кaчестве иллюстрации был помещен снимок oднoгo из самых первых в стране прогулочно - спортивных катамаранов - «Бумepaнгa» конструкции автора.
Книга Ю. С. Крючкова «Парусные катамараны» выдержала два издания, положив начало постройке крейсерских и пpoгyлочно - туристских катамаранов и тримаранов силами oтдeльныx любителей и целых коллективов.
В настоящее время он занят проблемами создания транспортных парусных судов. И снова он выступает не только в роли автора посвященной той теме очень интересной книги «Крылья океана» (написанной совместно с И. Е. Перестюком).
Ю. С. Крючков - изобретатель новых вариантов ветродвигателей и активный деятель научно - технического общества имени А. Н. Крылова, создатель специализированной лаборатории по судам с экологически чистыми двигателями (ЛИСЭД) и научный руководитепь Всесоюзной пpoгpaммы «Ветроход».
Уже четырнадцать лет Юрий Семенович живет и работает в Николаеве. И все эти гoды не теряет связи с журналом, продолжая оставаться eгo активным автором. И сейчас он готовит очередную статью о новом паруснике для гонoк в открытом море.
Статья вызвала огромный интерес. В дальнейшем «Бумepaнг» послужил прообразом целого ряда самодельных конструкций.
Н. ПАВЛОВ.
Источник: «Катера и яхты», №126.
Комментариев нет:
Отправить комментарий