суббота, 26 ноября 2011 г.

Размышления и воспоминания — о мечтах, самодельной ЭСЗ, и выигранной бутылке “Столичной”.



Чем мы — люди, создания разумные, выделяемся среди прочих млекопитающих? Способностью мыслить, мечтать и воплощать свои мечты в жизнь.
Конечно, мечты бывают разные. Кто то мечтает о “Мерседесе” и вилле на Гавайях, а кто то — о хлебе насущном или о получении долгожданной пенсии. Я сейчас говорю о мечтах творческих, поднимающих человека. Такие мечты не знают границ и таможен. И находят за рубежами и за океанами 

единомышленников — тех, кто подвластен им, кто без них жить не может.
Автор этих заметок, как, наверное, и все, мечтать начал в детстве. А о чем мог мечтать десятилетний мальчишка? Как и многие, о море, о кораблях. Мне выдавали 20 копеек в день на обед, и я, как мог, экономил их, чтобы купить журнал “Моделист конструктор”.

В нем было столько интересного! Он был вратами в совершенно иной мир. И первым шагом в этот мир было увлечение судомоделизмом. Корабли покорили меня. Красивее их я ничего не видел! 

И началось! Черчение, пиление, строгание и многие другие тонкие операции, после которых на стапеле появлялся корпус настоящего корабля, хотя и маленького. 

С моделью яхты класса “М” я стал чемпионом Киева. Этот успех открывал мне путь на республиканские соревнования — в большой моделизм.

Только этому не суждено было состояться: в том самом году модели яхт класса “М ” сняли с соревнований. Я был в отчаянии. Модель моя пошла на бартер — в обмен на переднее колесо велосипеда. А тренер дал мне в работу чертежи торпедного катера. 

И настал момент, когда почти метровый стремительный красавец ринулся в свою первую “торпедную атаку”. С ним не могла тягаться по скорости ни одна из моделей. Да что модели! Даже на байдарке двойке за ним не поспевали, когда я неправильно выставил таймер отключения двигателя и мой торпедоносец полным ходом ушел в дальний конец залива.

Вот когда я в полной мере осознал великолепие слитых воедино красоты форм и скорости.  Моя мечта приобрела и более конкретные очертания. Это стали обводы катера. Оформлению такой мечты способствовали выход в свет первого номера “КиЯ”, а затем появление знаменитого “Прогресса 2”. 

Он был вершиной моих желаний и отражением тогдашних тенденций катеростроения. А появление в продаже “Вихря 20” поставило заключительную точку. 

Теперь я точно знал, о чем мечтаю! А 18 мая 1973 года мечта длиною в годы под названием “Прогресс” с “Вихрем” была ошвартована у бона ремонтно -  отстойного пункта 3 на десятилетия. Скоро их  - этих десятилетий — будет целых три.
Об электронном зажигании. 

Прошло несколько лет. “Прогресс” мой и прогресс технический не стояли на месте. Электроника пришла в маломерный флот. Начиналась эпоха электронного зажигания. Чего только не конструировали! “КиЯ” того периода пестрели схемами. Многие были ненадежны и сложны, работали плохо. Но и к заводскому ЭСЗ “Вихрей” было много нареканий. 

И тут на помощь пришел мой товарищ — настоящий ас радиодела. Он пересмотрел все мои подшивки “КиЯ”, свою подшивку журнала “Радио” и нашел в обоих журналах по схеме, из которых создал одну, объединив достоинства обеих. 

Особенность этой схемы в том, что она имеет два режима: “Запуск” и “Работа”, а зазоры в электродах свечей зажигания достигают 2 мм. Режим “Запуск” имеет изюминку. Это многоискровой разряд постоянного действия по времени. 

Взрыв смеси в цилиндрах происходит при достижении им определенного давления, при котором смесь может воспламеняться независимо от положения поршня в ВМТ. На испытательном стенде постоянный искровой поток запросто прожигал 10 слоев плотно сложенной кальки. И это не предел! 

Мощность схемы позволяет делать зазор в свечах и 3 мм, и 4 мм, и 5 мм, но при этом нужно перематывать трансформаторы ТЛМ, иначе они не выдержат нагрузки. Лишь эта необходимость заставила ограничиться зазорами в свечах в 2 мм. В 70 х годах это было что то. Да и сейчас, пожалуй, тоже. 

Я наслаждался запуском и работой двигателя с новой ЭСЗ и до сих пор вспоминаю добрым словом своего товарища, сделавшего мне такой уникальный презент.

 
О бутылке “Столичной”. 

Шел первый сезон эксплуатации новой ЭСЗ. Погода была жаркая. Город был раскален. Скорее бы пятница! Чтобы не маяться в битком набитом транспорте с сумками, приняли мудрое решение — ехать на стоянку порожними, а по дороге, уже на лодке, заехать в Киевскую Венецию — Русановку — и там отовариться в местном гастрономе. 

Подъехали к Русановской набережной, а стать негде — единственный песчаный участок забит стоявшими лодками, а капитаны их ушли в гастроном. А кругом — забетонированный берег.

На освободившееся место ринулись мы и еще один “Прогресс”. Мы оказались шустрее. Товарищ пошел в магазин, а я решил почистить свечи — середина сезона, а я их еще ни разу не чистил. Необходимости в том не было никакой — ЭСЗ работала прекрасно, но по старой доброй традиции полагалось проверить свечи. 

Сижу на носу “Прогресса”, шурую надфилем между электродами — зазоры позволяют. 

Вдруг голос:
— Шо делаешь?
— Видишь ведь, свечи чищу! — удивился я.
— Так ты же никогда не запустишь мотор с такими большими зазорами, — не унимался подошедший. 

— Запустится, да еще и с пол оборота, — уверенно отрезал я.
— Нет! С такими зазорами — никогда! Давай поспорим на бу тылку! — радостно предложил мой неугомонный оппонент. 

Ну, это была просто наглая неожиданность. “ Я тебя проучу, — думаю. — Давай!”
Узелком полуметрового шнура я зацепился за паз маховика и, не наматывая его, дернул. “Вихрь” сразу отозвался на мое предложение завестись ровным рокотом и клубами дыма. У “Фомы неверующего” расширились глаза и отвисла челюсть.

Закурили. А “Вихрь” на самых минимальных оборотах еле еле вращал маховик. Казалось, двигатель вот вот заглохнет, но это “вот - вот” продолжалось уже несколько минут, хотя обычно “Вихри” так не работают.
— Шо там у тебя такое? — не выдержал “Фома”.

— А, там?... — безразлично подыграл я, — Да электронное зажигание.
— На нормальном то “Вихре”? — Сигарета осталась висеть у него на губе.
— Шо же ты раньше не сказал?
— А ты ведь не спрашивал... 

Вернулся его напарник с авоськой. Получив бутылку “Столичной”, мы отчалили от места веселого происшествия. В зеркало заднего вида я наблюдал за разгоравшимся на берегу скандалом, причиной которого была проигранная бутылка…

А.Лутицкий, г. Киев.

Источник:  «Катера и Яхты»,  №171.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...