четверг, 29 сентября 2011 г.

Чувствуйте себя как дома, но не забывайте , что вы в гостях.



Гость в дом — Бог в дом, гласит старинная пословица. И если у вас есть лодка, которая на время плавания становится вашим вторым домом, принимать гостей приходится не только в городской квартире или на загородной даче, но и на ее борту.

Чем «водное» гостеприимство отличается от «сухопутного»? Прежде всего мерой ответственности хозяина, которому вверены судьбы гостей, и повышенным вниманием к вопросам безопасности.

Конечно, разные виды судов имеют свою особую специфику, но одно остается неизменным: только владелец судна в полной мере отвечает за все, что происходит на борту и крошечной надувнушки, и моторной яхты. Как сделать так, чтобы пребывание на борту гостей было только в радость и не омрачилось фатальными происшествиями?


Очень часто на борту оказываются совершенно неподготовленные люди, попавшие на лодку впервые в жизни, и многие вещи, для вас совершенно очевидные, являются для них тайной за семью печатями.

 Ясная и понятная команда вроде «Одерживай!» может повергнуть их в ступор, так что заранее настройтесь на то, что все действия, связанные с управлением, швартовками и т.п., лягут исключительно на ваши собственные плечи. 

На помощь пассажиров, особенно новичков, лучше не рассчитывать или же поручать им какие-нибудь совсем безобидные дела — например, приборку после рыбалки.


Перед выходом на воду следует обязательно провести хотя бы короткий инструктаж, затронув основные вопросы, касающиеся безопасности. Наиболее важный из них — спасательные средства.

 Вообще-то на открытой мотолодке крайне желательно, чтобы спасательные жилеты были надеты на всех членах экипажа (на детях они должны быть в обязательном порядке!), но если по какой-либо причине надевать жилеты вы не намерены (например, если этого не требуют местные правила плавания), храниться они должны в легкодоступных местах.

 Продемонстрируйте эти места гостям и обязательно покажите на себе, как жилет надевается и застегивается — наподобие того, как это проделывает стюардесса на пассажирском авиалайнере. Покажите, где находится огнетушитель, и растолкуйте, как им пользоваться — береженого Бог бережет.


Никто не обязывает вас выступать в роли тирана, заставляющего гостей тихо сидеть на строго отведенных местах и помалкивать в тряпочку, но все же на ходу пассажирам лучше располагаться сидя, на что им следует весьма прозрачно намекнуть.

 В ряде случаев, особенно на небольших лодках, от расположения пассажиров зависит центровка при выходе на глиссирование и на режиме, так что не исключено, что кого-то придется попросить временно или постоянно переместиться с облюбованного сиденья на другое, чтобы убрать крен или излишний дифферент.

Особая статья — любители загара. Если кто-либо для принятия солнечных ванн уляжется на сиденье в кокпите — это абсолютно нормально, но вот использовать для этих целей во время движения, к примеру, не огороженную релингами носовую деку, даже если она оборудована мягким лежаком, по меньшей мере небезопасно, о чем и следует проинформировать пассажиров.


 То же самое можно сказать и о любителях высовываться за борт, чтобы окунуть руку в набегающий поток воды. Чем крупнее судно, тем сложнее держать всех под неусыпным наблюдением, особенно если в числе гостей есть дети, которым труднее всего усидеть на месте.

 Поэтому попросите приглядывать за ними кого-либо из взрослых. Проблемная зона в данном случае — кормовая часть судна, особенно крупного вроде моторной яхты, где имеется свободный проход на транцевый кринолин.

Если на борту имеется алкоголь, первым поводом употребить который нередко становится отход от причала, ситуация усложняется, и некоторые взрослые по степени непредсказуемости своего поведения могут быть приравнены к несмышленым детям.


Честно говоря, нам не раз и не два доводилось оказываться в ситуации, вынуждавшей вспомнить бессмертное произведение И.Ильфа и Е.Петрова «Золотой теленок» — когда приличные с виду люди считали автотелегу Козлевича эдаким гнездом разврата, где обязательно нужно вести себя разухабисто, издавать непотребные крики и вообще прожигать жизнь.

 В чем тут причина, судить не беремся, но за подвыпившими пассажирами требуется усиленный контроль.

Отдельная песня — это «Дяденька, дай порулить!». От желающих посидеть за штурвалом обычно нет отбоя, тем более что на первый взгляд управлять лодкой гораздо проще, чем тем же автомобилем.


 Если ли смысл дополнительно напоминать, что передавать управление можно лишь трезвым членам экипажа, имеющим при себе удостоверение судоводителя? Но даже в этом случае делать это лучше на безопасных с точки зрения навигационных особенностей участках акватории и ни в коем случае не в узкостях. 

Посадив за руль кого-нибудь из гостей, особенно неподготовленных, далеко от поста управления не отходите. В качестве дополнительной меры безопасности наденьте стропку аварийного выключателя зажигания себе на руку — в критической ситуации это позволит мгновенно остановить двигатель.

Четко растолкуйте начинающему водителю, какие органы управления можно трогать, а какие нет. Особую осторожность следует проявить в случае с транцевыми плитами. На нашей памяти есть случай, когда такой вот «чайник», посаженный за руль, со словами: «А это что за кнопочка?» до  упора втопил в панель одну из клавиш управления гидравлическими транцевыми плитами.


 Лодка на полном ходу заложила эффектный вираж в сторону опущенной до крайнего положения плиты и нацелилась носом в гранитную стенку набережной. Автор этих строк, к счастью, находился прямо за спиной горе-шкипера и в самый последний момент ухитрился дотянуться до ключа зажигания.

В ходе инструктажа упомяните и другие технические особенности своей лодки. В частности, некоторые трудности для сухопутной публики может представлять собой дверь каюты, особенно на лодка с компоновками «walkaround» и «cuddy cabin».

 Как правило, она снабжена дополнительной верхней крышкой и открывается по довольно замысловатому алгоритму. При наличии камбуза объясните, как обращаться с его оборудованием, в первую очередь с плитой (если она газовая, не забудьте лично проверять, закрыт ли запорный вентиль в то время, когда плита не используется).


 Дополнительных объяснений с наглядной демонстрацией обычно требует и гальюн. В принципе, современные прокачные унитазы достаточно просты и безопасны в использовании, но ряд устаревших моделей с обилием клапанов и вентилей при неграмотном использовании может стать причиной попадания воды в корпус судна.

Еще раз напоминаем: независимо от того, кого вы посадили за штурвал, ответственность за все происходящее на борту несете лишь вы и никто более. Касается это не только эксплуатации судна как такового, но и принятия судоводительских решений. 

Не перекрыт ли подход к приглянувшемуся гостям песчаному пляжу грядой подводных камней? Стоит ли, несмотря на хороший клев, сматывать удочки и двигать к берегу при виде невинной на неискушенный взгляд серой тучки на горизонте? 


Последнее слово — всегда за вами. И забота о гостях, проявляемая таким образом — тоже часть вашего гостеприимства наряду со вкусным угощением и удовольствием, полученным от самой водной прогулки.

Артем Лисочкин.

Источник:  «Катера и Яхты» ,  №225.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...